После того, как в середине марта 1840 г. Шамиль отвел свои отряды в Большую Чечню, Ахверди-Магома продолжал самостоятельные военные действия против колонизаторов, беспокоя их вдоль всей Сунженской линии. 18 апреля, узнав о его движении из Урус-Мартана в восточную Чечню на соединение с войсками Шамиля, отряды полковника Нестерова начали наступательные действия. Примерно в это же время царское командование начало готовить новый большой поход в Малую Чечню. Для его осуществления в начале лета 1840 г. в крепости Грозный был сформирован отряд под командованием генерал-лейтенанта Галафеева.

6 июля отряд вышел из Грозной и двинулся в Чечню. В тот же день произошло сражение за Чечен-Аул. 7 июля были захвачены и сожжены аулы Старые Атаги и Чахкери. 8 июля русские войска пробились через Гойтинский лес и штурмом овладели Урус-Мартаном. 10 июля генерал Галафеев взял селение Гехи, где находилась резиденция Ахверди-Магомы. Рано утром 10 июля русские войска двинулись дальше на запад к речке Валерик, где в тот же день произошло кровавое сражение.

Раз — это было под Гихами — мы Проходили темный лес; огнем Дыша, пылал над нами лазурно-Яркий свод небес.

Нам был обещан бой жестокий. На гор Ичкерии далекой Уже в Чечню на братский зов Толпы скитались удальцов…

Писал непосредственный участник этих событий, русский поэт М. Ю. Лермонтов.

На р. Валерик войска Галафеева встретились с отрядами Ахверди-Магомы, Исмайли Дуды, Исы Гендаргеноевского и Сайдуллы Гехинского.

О битве при Валерике дореволюционный историк Кавказских войн А. Юров писал: «Если лесной бой принадлежит к числу труднейших операций на войне, то картина боя в вековом чеченском лесу поистине ужасна. Здесь управление войсками невозможно, и начальству оставалась одна надежда на беззаветную доблесть и боевую сметку солдата. Неприятель был невидим, а между тем каждое дерево, каждый куст грозил смертью. Едва разорвётся цепь или часть ослабнет от убыли, как точно из земли вырастали сотни шашек и кинжалов и чеченцы, с потрясающим даже привычные натуры гиком, бросались вперёд. Хороший отпор, — и все снова исчезает, только пули градом сыпятся в наши ряды, но горе, если солдаты терялись или падали духом: ни один из них не выносил своих костей из лесной трущобы».

Генералу Галафееву удалось удержать свои позиции. Но сражение при Валерике по своим результатам напоминало Бородинскую битву: поле боя осталось за русскими, но победа им не принадлежала. Кроме того, бой не был закончен, просто противники временно отошли на исходные позиции. От Валерика Галафееву пришлось свернуть свой сильно поредевший отряд и вернутся в Грозную. Его возвращение в крепость было как нельзя кстати, так как, пока он ходил по Малой Чечне, Шамиль обратил свое внимание на Дагестан и с 10 тысячами чеченцев вторгся в Аварию.

Юсуп Эльмурзаев (Книга страницы истории Чеченского Народа 1993 г.).