Запрещено ли изобразительное искусство в Исламе?

 Мы часто слышим от богословов о том, что в Исламе не допускается изображать живое существо, будь то человек, или животное, не допускается держать дома фотографии, картины или статуи, изображающие живых существ, и что в такой дом не зайдет ни один ангел. В подтверждение приводятся слова пророка Мухаммада и высказывания исламских ученых. Давайте попробуем сами разобраться в этом вопросе.

Большинство ученых дают следующие разъяснения касательно изображений:

  1. Рисовать руками и лепить скульптуры живых существ является харамом.
  2. Является харамом хранить в полной форме изображение и изваяние живых существ.
  3. Допускается изображение, в котором живое существо изображено не полностью, в том виде, в котором оно не смогло бы остаться в живых.
  4. Допускается не четкие изображения живых существ, которые сотканы при изготовлении ткани.
  5. Допускается делать изображения неодушевленных вещей.
  6. Игрушки для детей, в частности, куклы для девочек разрешены.

При этом относительно фото- и видеосъемки среди современных ученых мнения разделились:

  1. Хранение фотографий запрещено в любых случаях, кроме необходимости (например, фотография в паспорте). Под запрет подпадают телевидение, интернет и все что связано с изображениями.
  2. Хранение фотографий разрешается, но при условии соблюдения следующих условий:
    1. фотографии не будут вывешиваться, поскольку ангелы не заходят в дома, если там висят изображения
    2. хранимые фотографии не будут способствовать появлению многобожия
  1. Хранение фотографий разрешается, если они представлены только в цифровом виде и не печатаются на бумаге. Либо печатаются на бумаге (например, в журналах, газетах) с целью фиксирования каких-либо важных событий.

По вопросу трансляции или просмотра прямого эфира единогласны все – такое вполне допускается, так как в эфире выступает человек в реальном времени.

Хадисы о запрете изобразительного искусства

Перейдем к хадисам.

Есть хадис от Бухари и Муслима, в котором пророк сказал:

«Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”»[1].

Этот хадис якобы запрещает изобразительное искусство. Но здесь нет ни слова о рисунках или статуях. Во время посланнической миссии пророка Мухаммада были поэты, которые пытались создать что-то похожее на Коран. Скорее всего, о них и шла речь.

Другие хадисы осуждают художников, грозя им самыми страшными мучениями в аду[2]. Художников в аду будут заставлять оживить свои изображения, но они никогда этого не смогут[3]. Но сами изображения, созданные художником, и, видимо, оживленные Всевышним, будут мучить своих создателей[4]. Правда, не понятно, почему вдруг в хадисах самые страшные мучения ждут художников, когда как в Коране черным по белому написано, что таковые ждут тех, кто придавал сотоварищей Аллаху. И ни о каких художниках там нет и слова.

Некоторые хадисы достаточно запутаны и противоречивы. Например, в хадисе от Бухари и Муслима говорится, что пророк, вернувшись из похода, увидел дома занавеску с изображениями живых существ, которую повесила Айша, и с напутствием сказал, что «в день Воскресенья наиболее суровому наказанию подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении». Далее Аиша рассказывает, что они разорвали занавеску и сделали из нее подушку[5]. И это, якобы, говорит о том, что на подушках изображения живых существ допускаются.  В другом хадисе Аиша передала, что в их доме была занавеска с изображением птицы. Пророк Мухаммад сказал, чтобы та повернула занавеску другой стороной, потому что она напоминает ему о мирском[6]. Третий хадис путает нас еще больше. Пророк велел Аише убрать шерстяную занавеску, так как она отвлекает его во время молитвы[7]. Так где истина? Из занавесок можно сделать подушки, либо вообще их убрать, или только во время молитвы, чтобы их не видеть? И почему именно подушки? А допускаются ли изображения живых существ, например, на носках? Или перчатках? Где эта грань между запретом и допущением? Все три хадиса являются одной историей, переданной в разных вариациях, или Аиша в первый раз не вняла словам пророка? Странно как-то.

Если верить хадисам, пророк был достаточно противоречивым человеком, и не мог определиться, что же делать с изображениями. В собственном доме пророк относился к изображениям более или менее терпимо, но как только шел кому-то в гости и, завидев в чужом доме запрещенное искусство, разворачивался и уходил[8], либо не заходил в дом до тех пор, пока его хозяин не избавлялся от запрещенного[9], либо сам уничтожал предметы искусства[10].

Чтобы у нас не возникло сомнений о запретности изображений живых существ, приводятся прямые слова пророка:

«Ангелы не входят в дома, в которых есть собака, изображения или осквернённый»[11].

«Пророк запретил держать в домах изображения, а также их создавать»[12].

Чтобы избавиться от запретного изображения (или статуи), пророк велел удалять только голову у изображения/статуи, и тогда оно станет бесполезным[13].

Исключением являются куклы, которые дозволены, согласно хадисам от Бухари и Муслима[14].

Все вышеперечисленное не касается неодушевленных предметов. Природу, например, изображать разрешено[15].

А вот что нам говорят ученые:

- В хадисах речь идет о любых изображениях, имеющих душу[16].

- К изображениям относятся и фотографии[17].

- Маликиитский мазхаб считает, что даже смотреть на изображения живых существ запрещено[18].

- Нежелательно молиться в одежде, на которой изображены живые существа[19].

- Не разрешается снимать одушевленные предметы и хранить их, если только это необходимо[20].

- Допускается хранение, но не распечатка[21]. 

О понятии «изображения»

Выше я уже говорил, что в некоторых хадисах вообще не упоминаются ни изображения, ни статуи. Говорится лишь о том, что люди не смогут создать подобное тому, что сотворил Аллах. Так же я упоминал, что в пророческие времена Мухаммада были поэты-неверующие, которые утверждали, что могут написать книгу лучше Корана, когда услышали слова из Корана:

«Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свидетелей, если вы говорите правду» (Коран, 2:23).

Некоторые поэты, критики ислама, попытались это сделать и написали стихи, подобные аятам Корана. О них, скорее, и шла речь в хадисах. И изображения или статуи тут вообще ни при чем.

В некоторых хадисах присутствует слово «тамасиль», которое переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники». Но обычно оно переводится как «идолы». А также слово «тасавир», употребляемое в качестве синонима[22].

Чаще в хадисах встречается слово «сура», и переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура»[23]. Также это слово употребляется в значении «лицо»[23].

«В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод»)»[24].

Данные понятия вполне могли раньше означать не просто изображение, а идол. То есть то, к чему направлено поклонение. Рассказывается, что до прихода Ислама многобожники держали в Каабе свыше трехсот идолов, которым они поклонялись. Есть соответствующий хадис:

Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил: “Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”»[25].

Обратите внимание, что здесь стоит слово «изображения», когда как по смыслу должно было быть «идолы», либо «изображение идолов». И это не обязательно должно пониматься как рисунок. Рассказывается также, что Посланник уничтожил в Каабе именно статуэтки идолов.

Хадисы о том, что ангел не заходит в тот дом, в котором присутствуют изображения, скульптура и собака[26] сами по себе сомнительны с точки зрения логики. Допустим, верующего человека похитили, и посадили в помещение с запрещенными вещами. Он решил помолиться, ангел спустился с небес, чтобы помочь этому человеку, но не смог попасть в к этому человеку, поскольку в помещении, где находится молившийся, присутствует статуя, изображение или собака. Отсюда следует, что Аллах не смог ему помочь (астаг1фирулла!) Так получается? Есть сура под названием «Пещера» под номером 18. В ней рассказывается о людях, скрывшихся в пещере от правителя, который преследовал их за религию. Они впали в долгий сон и проснулись только через триста девять лет. Вместе с молодыми людьми в пещере находилась их собака, которая тоже спала. Как говорят нам толкователи Корана, в пещеру пришел ангел. Но вот проблема: как он это сделал, когда там находилась собака? В связи с чем можно сделать вывод о том, что эти хадисы выдуманы.

Следует отметить, что комментаторы XV-XVI вв., как, например, ал-Айни, ал-Касталлани и ал-Аскалани, не воспринимали слова хадисов о наказании художников буквально[27]. Они поясняют, что это относится только к тем, кто изготавливает изображения для поклонения им.

Исторический аспект

Теперь рассмотрим исторический аспект запрета изображений живых существ.

Известный суннитский ученый ат-Тахави считал, что до Ислама запрет на изображения живых существ касался всех форм, так как люди впали в значительную зависимость от образов, многие века находясь под влиянием язычества и идолопоклонства. Во время пророческой миссии Мухаммада многие запреты постепенно канули в лету. Сначала были разрешены изображения для украшений домашней утвари, ткани и одежды. А затем запрет был отменен и на другие изображения, кроме тех, что освящаемы, почитаемы, возносимы. Отсюда, на мой взгляд, и возникли противоречия в хадисах. Многие хадисы сегодня воспринимаются как истина в последней инстанции, но на деле они могли относиться к доисламскому времени.

По мнению крупнейших исламоведов, хадисы, осуждающие изображения, появились под влиянием принявших ислам иудеев, которые вносили в складывавшиеся догматы ислама свои представения и убеждения.

Арабские ученые, в первую очередь Зеки Мухаммед Хасан, считают основной причиной враждебное отношение Мухаммеда к идолам, которое впоследствии было истолковано более широко и распространено на все изображения вообще. Мухаммед, вступив в 630 году в Мекку, приказал уничтожить всех идолов, стоящих в Каабе и стереть все росписи внутри храма. Так же было приказано уничтожить всех идолов в домах мекканцев. Но по сообщениям ал-Азраки, сам Мухаммед приказал сохранить изображение девы Марии с младенцем на одной из колонн Каабы, которое оставалось там до пожара в 683 году. Сей факт говорит о том, что подобные мероприятия Посланника были направлены против идолов, а не живописи и скульптуры.

Многочисленные исторические факты свидетельствуют, что изображения не запрещались ни во времена пророка Мухаммада, ни после него.

По мнению профессора исламоведения Эдинбургского университета Моны Сиддики, мусульманскими художниками были созданы многочисленные изображения Мухаммада времен Монгольской и Османской империй. А сегодня мусульмане реагируют на такие изображения довольно бурно, устраивая хаосы, убивая послов и угрожая всем «неверным» смерть. До наших дней сохранилось немало изображений пророка Мухаммада. И к такому раньше мусульмане относились спокойно. Почему-то в средние века повсюду имелось значительное число художников-мусульман, несмотря на страшные кары в хадисах, и они никогда не подвергались религиозным преследованиям.

Эмир Хумаравейхи (884-896) в одном из залов своего дворца в Фустате поставил деревянные статуи в полтора человеческого роста, изображавшие его самого и его жену. А в другом конце мусульманского мира, в Испании, Абдаррахман (912-961) поместил перед дворцом бронзовую статую своей жены Зухры.

Умар, второй праведный халиф, пользовался во время праздничных молитв в мечети серебряной курильницей с рельефными фигурами, а в доме казначея Умара, Йасара ибн Нумейра, был скульптурный карниз.

Была повсеместно распространена живопись, мозаика, скульптура и рельефы: во дворцах и храмах. Даже монета долго сохраняла человеческие изображения. Часто мечети устраивались прямо в церквях, при этом в нем сохранялись различные изображения. При постройке новых мечетей приглашали византийских мастеров для отделки. Известная работа византийских мастеров – мечеть Куббат ал-Сахра в Иерусалиме, и мечети в Медине. В мечетях можно было встретить и предметы в виде живых существ. Это не означало намеренного украшения мечетей живописью или скульптурой. Но некоторые мединские богословы упрекали Омейядов за то, что их мечети похожи на церкви.

Так же есть свидетельства, что в доме самого Мухаммеда было много изображений живых существ, о чем говорит приведенный выше хадис о том, что Аиша сняла занавески с изображениями живых существ и сделала из них подушки. По мнению некоторых богословов, это было связано с тем, что Мухаммеду они мешали сосредоточиться во время молитвы, о чем говорят и другие хадисы. И тем не менее, пророк не прерывал молитву и не перечитывал намазы, совершенные в направлении данных изображений[28]. У пророка была личная печать с вырезанной на ней какой-то фигуры. Печати с изображениями живых существ (людей, животных, птиц) были также у сподвижников Мухаммеда.

Отношение к изобразительному искусству меняется примерно в X веке. Связано это было, скорее всего, с обострившейся борьбой с еретическими учениями. Посему были запрещены определенные категории изображений под страхом наказания в загробном мире[29]. Довольно в резкой форме против изображений выступил ваххабизм в XIIIV веке, начав борьбу с культом святых и нещадно разоряя мусульманские святыни. Тенденция разрушений исламского наследия радикальными течениями наблюдается и по сей день.

«По сегодняшним оценкам, более 90% представляющих исторический интерес мечетей и других артефактов были снесены с лица Земли… Политика разрушения и враждебности всему, что имеет символическое значение, уже перешла границы Саудовской Аравии и распространилась на другие страны. Уничтожение гробницы IX века н.э. в иракской Самарре в феврале 2006 года расширило ареал этой «культурной политики» на другие части арабского и мусульманского мира. В настоящее время появляется все больше опасений, что другие памятники в Ираке или в иных странах станут жертвами сторонников Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба…»[30].

Библия об изображениях

Возможно, запрет изображений связан с соответствующими стихами из Библии. Запрет изображений – один из десяти заповедей.

Читаем:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Библия, Исход 20:4-6, Второзаконие, 5:8).

Иудаизм и христианство трактуют данные запреты по-разному. В иудаизме, согласно устной Торе, поясняется, что речь идет о любых изображениях живых существ. Запрет касается скульптур, барельефов и портретов в анфас (в профиль можно). Запрещается  внимательно разглядывать скульптуры, изображающие людей. Запрет касается в том числе изображений ангелов, колесницы мироздания, а также солнца, луны и звезд в таком виде, в каком их изображают неевреи, для которых они являются предметом поклонения. Хранить дома разрешается только те картины, которые нарисованы на плоской поверхности. Запрет не распространяется на детские игрушки (куклы и т.п.) и, согласно принятому в последнее время обычаю, на фотографии (хотя некоторые авторитеты высказывали сомнение о допустимости создания фотопортретов).

Христиане в этом отношении лояльны, и понимают под изображениями только идолов. Но, с точки зрения Ислама, христиане делают из икон идолов, и, следовательно, не соблюдают запрет Библии. Чего не скажешь о протестантизме, который не признает иконопочитание.

Заключение

Что же Коран говорит об изображениях? Если исламские ученые и хадисы высказываются о запрете изображений живых существ, каждый трактуя это по-своему, то в Коране такого нет. Коран не запрещает ни картины, ни изваяния живых существ. Никто еще не додумался трактовать ни одного аята так, что в нем якобы имеется в виду запрет изобразительного искусства. Если бы изображать живых существ было бы большим грехом, то Аллах обязательно бы об этом упомянул.

В Коране упоминается, как пророк Ибрахим уничтожил в храме своего народа статуи идолов. Цель этого мероприятия было не само уничтожение идолов, а показать народу, что идолы не способны ни говорить, ни защитить себя от уничтожения. Поклонение идолам в Коране упоминается не раз, как заблуждение. Но ни где не упоминается ни о страшных муках художников, ни о наказании за хранение изображений. Никто в Коране не уничтожал никаких статуй или изображений как таковых. Если такой запрет и существовал, то он был вызван тем, что люди стали поклоняться этим изображениям. Это было актуально во времена Посланника, так как он вел пророческую миссию и боролся с идолопоклонничеством. В современном мире кажется нелепостью, если человек вдруг начнет поклоняться нарисованной картине, фотографии или статуе. Другое дело, когда это касается идолов. Поэтому говорить сегодня о запрете изображений живых существ некорректно.

Под конец приведу следующий аят из Корана:

«Мы подчинили Сулейману (Соломону) ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени. Они создавали прекрасные строения, изваяния, миски, подобные водоемам, и неподвижные котлы. О род Давуда (Давида)! Трудитесь в знак благодарности. Но среди Моих рабов мало благодарных». (Коран, 34:12-13).

Обратите внимание: Аллах подчинил пророку Сулейману джиннов, которые создавали ему изваяния. Но нигде в этой суре не упоминается о греховности этого поступка. И никто из толкователей не понимает аят как-то по-иному. Однако этот факт замалчивается богословами и алимами. Тогда о каком запрете изображений может идти речь?

__

[1] – аль-Бухари 10/324, Муслим 2111. [2] – аль-Бухари 4/395, Муслим 2110. Также: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадис № 5950; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 73, хадис № 71/2; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадис № 148. [3] – аль-Бухари и Муслим. [4] – аль-Бухари и Муслим. [5] – аль-Бухари 5954, Муслим 2107. [6] – аль-кутуб ас-ситта. Т. 5. С. 1666, глава № 37, раздел № 26, хадис № 88; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 285, хадис № 175. [7] – аль-Бухари 374. [8] – Ибн Маджа 2/323, Абу Йа’ля 1/37. [9] – аль-Байхакъи 2/268. [10] – ат-Табарани 1/130, Ибн Абу Шайба 8/484. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996. [11] – Абу Дауд 227, ан-Насаий 261. [12] – ат-Тирмизи 1749, Ибн Хиббан 1485. [13] – ас-Суюты в “аль-Джами'у-ссагъир”. См. также “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1921, Ахмад 2/305, Абу Дауд 4157. [14] – аль-Бухари 1960, аль-Бухари 6130, Муслим 2440. [15] – аль-Бухари 2225. [16] – “аль-Кабаир” 203. [17] – “Адабу-ззифаф” 113. [18] – “аль-Хауа фи фатауа Абиль-Фадль...” 27. [19] – «аль-Маджму'» 3/180. [20] – Шейх Мунаджид. [21] – Шейх Мунаджид. [22] – Источник: https://umma.ru/izobrazhenie-v-islame/ [22] – См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. [23] – См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473. [23] – Абу Дауд 227, ан-Насаий 261. [24] – См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 277, 278. [25] – ат-Табарани 1/130, Ибн Абу Шайба 8/484. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996. [26] – Ахмад 2/305, Абу Дауд 4157, ан-Насаий 261. [27] – Источник: http://rusisworld.com/events/rus-ar/islam-i-izobrazitelnoe-iskusstvo/. [28] – См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 14 т. (13 — основные, а 1 — вступление). Каир: ад-Дайян лит-турас, 1988. Т. 1. С. 578, пояснения к хадису № 374. [29] – Всеобщая история искусств, том 2, глава «Искусство ближнего и среднего востока». [30] – Источник: https://www.disput.az/index.php?app=forums&module=forums&controller=topic&id=68147. __ Использованные материалы:

  1. https://vk.com/topic-25977914_25802952 («Что говорит ислам по поводу изображений живых существ?»)
  2. http://islam-rm.com/propoved.php?id=7 («Положения изображений в исламе»)
  3. https://islam-today.ru/veroucenie/vopros-otvet/pocemu-zapreseno-izobrazenie-prorokov/ («Почему запрещено изображать пророков?»)
  4. http://minbar.kz/islam/blog/id/5400.html («Хукм изображения живых существ») («Изображения как опасность поклонения им»)
  5. http://cogmtl.net/Articles/132.htm («Вторая Заповедь»)
  6. http://www.koranika.ru/?p=2204 («Рисование – как быть с ним?»)
  7. http://www.koranika.ru/?p=3131 («Ислам и не запрещаемое им искусство»)
  8. http://www.koranika.ru/?p=2205 («Я работал учителем рисования»)
  9. https://umma.ru/izobrazhenie-v-islame/ («Изображение в Исламе», Шамиль Аляутдинов)
  10. http://rusisworld.com/events/rus-ar/islam-i-izobrazitelnoe-iskusstvo/ («Ислам и изобразительное искусство»)
  11. https://www.bbc.com/russian/society/2015/01/150116_muhammad_images_controversy_gch («Всегда ли было запрещено изображать пророка Мухаммеда?»)
  12. http://islam-rm.com/propoved.php?id=7 («Положение изображений в Исламе»)
  13. http://www.bibliotekar.ru/Iskuss2/0.htm («Всеобщая история искусств», том 2. Искусство средних веков. Книга вторая. Введение в искусство Арабских стран)
  14. http://chassidus.ru/library/halacha/kitzur_shamir/164.htm («Запрещенные изображения»)
  15. http://www.k-istine.ru/protestantism/protestantism_rubskiy-05.htm («Православие – протестантизм. Иконопочитание»).