21. Не совершать молитву в присутствии еды, когда хочется есть

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Нет намаза в присутствии пищи". И если положат еду перед человеком, или преподнесут ему, ему следует начинать с еды, т.к. он не будет смиренен, если не поест, и во время намаза его душа будет прикована к ней. И он не должен спешить, пока не закончит трапезу т.к. пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда подадут ужин и пришло время намаза, то начинайте с ужина, перед тем, как будете выполнять вечерний намаз, и не спешите во время ужина".

В другом предании сказано: "Когда положили ужин, кому-либо из вас, начинайте с ужина и не спешите, пока не закончите". (Хадис согласован. Бухари привел его в "Китаб аль-Азанм и Муслим №559, 575).

22. Не совершать намаз, если ты задерживаешь в себе мочу или кал

Нет сомнения, что если человек удерживает в себе мочу или кал - это не совместимо со смиренностью в намазе. Поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил совершать молитву, если человек задерживает мочу. (Хадис рассказал Ибн Маджа в "Ассунан" №617, он же в "Сборнике достоверных хадисов" №6832).

И кто хочет справить нужду, то пусть начнет с туалета, даже если он пропустит общественный намаз, ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если, кто-либо из вас хочет пойти в туалет и призвали на намаз, пусть начнет с туалета". (Хадис рассказал Абу Дауд №88. Он же в "Сборнике достоверных хадисов" №299).

[AdSense-A]

И если молящийся захотел справить нужду во время намаза, он должен прервать свой намаз, справить нужду, потом совершить омовение и выполнить намаз, т.к. пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Нет намаза в присутствие пищи, и если он задерживает две нечистоты (т.е. мочу и кал)". Т.к. это задержание удаляет смиренность, и решение по этому поводу также охватывает и задержание кишечных газов.

23. Не совершение намаза, если его одолевает сонливость

Анас ибн Малик передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если кого-либо из вас одолевает сон в намазе, то пусть проспится, пока не будет знать, что говорит (т.е. пока не пройдет сонливость)'. (Имам Бухари №210).

И этой причине есть объяснение. От Айши передано, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если кого-либо из вас одолевает сон, когда он молится, то пусть поспит, пока не пройдет сонливость, поистине каждый из вас, когда молится, будучи сонливым, не знает, что он поносит себя вместо то-го, чтобы просить прощения". (Бухари №209).

Обычно это случается в ночном намазе, это может совпасть со временем, когда Аллах отвечает на просьбы своих рабов, и человек может призывать Его против себя, не зная этого, и этот хадис охватывает также обязательные молитвы, если гарантированно, что время намаза не выйдет. ("Фатх альбари" раздел "Ваб альвуду мин аннаум").

24. Не нужно молиться, если сзади спят или разговаривают

Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это сказав: "Не молитесь сзади спящего и сзади разговаривающего". (Хадис рассказал Абу Дауд №694, он же в "Сборнике достоверных хадисов" №375 и сказано: "хороший хадис").

Т.к. разговаривающий отвлекает своими разговорами, а спящий - если выдает звуки или отдельные слова. Хатаби говорит: "Намаз в сторону разговаривающих считают макрухом - Шафии, Ахмад ибн, Ханбал, из-за того, что их разговор отвлекает молящихся в намазе". ("Аунальмабуд"2/388).

А что касается доказательства совершения намаза сзади спящего, то их посчитали слабыми некоторые ученые (Из них Абу Дауд в "Ассунан" Ибн Хаджар в "Фатх альбари").

Бухари (д.с.н.А.) говорит в своем "Сахихе" "Раздел о намазе сзади спящего", и привел хадис Айши: "Однажды пророк молился, а я лежала спящей перед ним на постели". ("Сахих аль-Бухари" раздел - "Намаз").

Также намаз в сторону спящего считает "макрухом" - Муджахид, Тавус и Малик, т.к. они могут издавать звуки, которые смогут отвлечь молящегося от намаза. А если есть гарантия того, что этого не будет, то намаз не считается "макрухом". И Аллах более Сведущ.

25. Не отвлекаться разравниванием камушков

Бухари (д.с.н.А.) передал от Муайкиба (д.д.и.А.): "Пророк сказал о человеке, разравнивающем землю, перед тем как совершить суджуд: "Если бы я это сделал, то один раз (т.е. разравнивание камушков)". (Хадис рассказал Абу Дауд №946, он же в "Сборнике достоверных хадисов" №7452).

Причина этого запрета - это сохранение смиренности, и не увеличение лишних движений в намазе. И более подходяще, что если место суджуда нужно подравнять, то перед намазом.

Также "макрухом" считается вытирание лба и носа, т.к. пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал суджуд на воде и глине и след оставался на его лбу, он не отвлекался при каждом поднимании с суджуда, чтобы удалить то, что зацепилось.

Погружение в намаз и смиренность в нем заставляет забыть об этом, и пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине в намазе – занятость". (Бухари "Фатх альбари" 3/72).

Ибн Абу Шайба от Абу Дарда рассказал: "Я бы не выбрал красных верблюдов взамен, чтобы протереть лоб от песка". Ияд говорит: "Саляфы считали макрухом вытирать лоб перед тем как уйти (т.е. уйти с намаза)". ("Фатх" 379).

И молящийся должен остерегаться того, что отвлекает его в намазе, как то, что мы упомянули до этого и также не мешать другим молящимся.

26. Не мешать своим чтением другим

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине каждый из вас разговаривает со своим Господом, и пусть не мешают друг другу, и не повышают голоса во время чтения друг перед другом", и может также он добавил: "в намазе".

В другом риваяте: "Не повышайте друг перед другом голоса при чтении Корана". (Хадис рассказал Ахмад 2/36, он в "Сборнике достоверных хадисов" 1951).

27. Не поворачиваться в намазе

В хадисе от Абу Зарра (д.д.и.А.) от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: "Аллах не перестает быть обращенным к своему рабу в намазе, пока он не поворачивается, а если поворачивается, уходит от него". (Хадис рассказал Абу Дауд № 909, он же в "Сахихе" Абу Дауда). И поворачивание в намазе делится на две категории:

1) поворачивание сердца к другому, кроме Аллаха, Мощен Он и Велик. 2) поворачивание взора.

И они обе запрещены и умаляют воздаяние за намаз. У посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили об оборачивании в намазе. Он сказал: "Воровство, которое совершает шайтан из намаза раба". (Хадис рассказал Бухари).

Тот, кто поворачивается в намазе или взглядом или сердцем, похож на человека, которого позвал правитель и поставил перед собой и стал с ним говорить, а он стал между тем поворачиваться вправо и влево, и сердце его далеко от того, что ему говорит правитель, он не понимает, о чем он говорит, так как он не вникает сердцем в разговор, так что же с ним может сделать этот правитель?!

Самое меньшее - то, что он упадет в его глазах, будет ненавистным к нему, далеким от его милости. И молящийся, обратившийся сердцем к Аллаху в намазе, сердце которое чувствует величие того, перед кем он стоит, и страхом перед кем оно наполняется и кому покоряется, и стыдится своего Господа, чтобы не обратиться к другому и не отвлечься и не отвернуться, он не ровня первому, и между их намазом огромная разница.

Как сказал Хасан ибн Атыйя: "Два человека совершают один намаз, но преимущество одного больше, чем у другого, как в разнице между небом и землей. Потому что один из них обращен сердцем к Аллаху, Мощен Он и Свят, а другой небрежен, невнимателен". ("Альва-биль ассайиби стр. 36 типография "Дар альватан").

А что касается вынужденного поворачивания, то в этом нет ничего страшного.

Абу Дауд от Сахль ибн Хазалийя рассказал: "Призвали на утренний намаз, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стал молиться, оборачиваясь к народу". Абу Дард сказал: "Пророк в ту ночь посылал всадника к народу для охраны".

28. Не поднимание взора к небу

Пришли запреты на это и угрозы, кто это сделает, в словах пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Если кто-либо из вас в намазе, то пусть не поднимает свой взор к небу". (Хадис рассказал Ахмад 5/294, он же в "Сборнике достоверных хадисов" № 762). В другом риваяте: "Что нужно людям, когда они поднимают свои взоры к небу - в намазе." В другом риваяте: "Когда они поднимают взоры во время дуа в намазе". (Муслим № 429). "Или вы перестанете делать это, или вы лишитесь их". (Имам Ахмад № 5/258, Бухари в своем "Сахихе").

29. Не плевать перед собой в намазе

Так как это противоречит смиренности в намазе и этикету с Аллахом, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Если кто-либо из вас молится, пусть не плюет перед собой, поистине Аллах находится перед ним, когда он молится". ("Сахих" аль-Бухари № 397).

И сказал: "Если кто-либо из вас молится, пусть не плюет перед собой, так как он разговаривает с Аллахом в намазе Велик Он и Превыше всего, и не вправо, так как справа - ангел, а плюет слева, или под ноги, затем закопает". (Бухари "Фатх аль-Бари" № 1416/512).

И сказал также: "Если кто-либо встает на намаз, он начинает разговаривать с Аллахом, и Аллах находится между ним и Киблой, и не плюйте на сторону Киблы, а только слева или под ноги". (Бухари "Фатх аль-Бари" № 1417/513).

А если мечеть застелена коврами, как это видно в большинстве случаев в наше время, то ему можно вытащить платок или что-то в этом роде, сплюнуть в него и засунуть обратно.

30. Отталкивание зевоты в намазе

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если кто из вас зевает в намазе, то пусть подавит насколько сможет, так как шайтан может войти". (Муслим 4/2293). А когда шайтан входит в него, он будет еще больше мешать приобрести смиренность, добавляя к этому, что он смеется над молящимися, когда он зевает.

31. Не класть руки на бока в намазе

Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил класть руки на бока в намазе". (Абу Дауд №947, и он приведен в "Сахих аль-Бухари").

Зияд ибн Субаих Альханафи сказал: "Я молился сбоку от Ибн Умара и положил руки на бока, и он ударил по моим рукам, а когда помолился, то сказал: "Это похоже на крест в намазе, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это". (Хадис рассказал Ахмад 2/106 и другие, а подкорректировал Хафртз Альиракий в "Тахридж аль-Ахья", смотри книгу "Аль-Ирва"2/94).

В хадисе пришло, что так отдыхают люди в аду и да спасет нас Аллах. (Хадис рассказал Байхаки от Абу Хурайры. Альиракий сказал: "Внешне иснад достоверен").

32. Не совершать "ас-садль" (распускание, опускание)

Передано, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил "ас-садль" в намазе и держать рот закрытым". (Хадис рассказал Абу Дауд №643 он же в "Сборнике достоверных хадисов" 6883 и сказано - хороший хадис).

В книге "Аун аль-Маъбуд" (2/347) Хаттаби говорит: "Ас-садльи - это опускание одежды до земли". В "Миркат аль-Мафатих" (2/236) сказано: "Ас-садль" категорически запрещен, т.к. это считается гордыней, а в намазе, это еще больше омерзительнее и отвратительней". Автор книги "Аннихая" говорит: "Ас-садль" - это закутывание в одежду, чтобы руки остались внутри и таким образом совершать "рукуъ" и "суджуд". Говорят, что так делают евреи, также, что "ас-садль" это когда накидывают одежду на голову и плечи, а края опускают перед собой или надевают на предплечье, таким образом, постоянно быть занятым поправлением одежды и будет нарушаться смиренность, в отличие если бы она была скреплена или застегнута, и он не боялся, что она спадет, и не отвлекался бы тогда, и был смиренен".

[AdSense-B]

И на сегодняшние дни у некоторых народов Африки и других, есть манера одевать накидки и плащи, которыми отвлекается молящийся во время намаза, поднимая, что упало, или заправить, что высунулось и т.д. на что стоит обратить внимание. А что касается запрета на то, чтобы держать рот закрытым, то из причин, которые упомянули ученые на этот запрет, это то, что это мешает полноценности красоты чтения и полноценного "суджуда" (имеется ввиду чтение про себя не шевеля губами). ("Миркат аль-Мафатих" 2/236).

33. Не уподобляться домашним животным

Если Аллах оказал человеку честь и создал его самым наилучшим образом, тогда будет считаться пороком уподобление человека животным, и нам в намазе запрещено данное уподобление в определенных формах и жестах, т.к. это не совместимо со смирением, и безобразная поза, которая не пристала молящемуся. На этот случай приведено следующее.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил три вещи: "Клевать как ворона, расстилаться как зверь и приучаться к одному месту для намаза, как это делает верблюд". (Хадис рассказал Ахмад 3/428).

Говорят, что смысл этого, когда человек придерживается определенного места в мечети избрав только это место и молится, наподобие верблюда, не меняя его, приучившись к нему, он уподобляется ему. ("Аль-Фатх аррабани" 4/91).

В другом риваяте: "Запретил мне клевать подобно петуху, сидеть, как сидят на задних лапах собаки и поворачиваться подобно лисе". (Хадис рассказал имам Ахмад 2/311, он же в "Сахих ат-Таргиб" №556).

Это то, что удалось нам упомянуть из причин, помогающих приобрести смиренность и из причин, которые отвлекают от этого и портят ее. И из-за большой значимости смирения и многих вопросов по этому поводу у ученых на счет этой проблемы произошли дебаты. Предмет обсуждения: Если в намазе участились наущения, считается ли его намаз правильным или он должен его повторить?

Ибн Кайим (д.с.н.А.) сказал: "Если речь идет о том, что зачитывается ли ему намаз или нет, если он не был смиренен? Сказано: Если имеется в виду, что засчитывается воздаянием за это, то нет, кроме того, что он осмысливал и был смиренным к своему Господу. Ибн Аббас сказал: "Нет тебе из твоего намаза, кроме того, что осмысливал". В "Муснаде" упомянуто: "Поистине раб совершает намаз и ему записывается или половина, или треть, или четверть до десятой части". И Аллах связал успех молящихся со смирением в намазе, и это указывает, что если кто не смиренен, он не попадает в группу преуспевших, И если бы ему зачитывалось воздаяние, он стал бы из преуспевших. А что касается воздаяния по поводу решения об отпадении обязательного проведения, то если смиренность преобладает в намазе и связана с ним, ему воздается за это, по единогласному решению мусульманских ученых. А сунны и зикры после намаза восстанавливают и дополняют недостатки. Если же, не смиренность преобладает в намазе и нет у нее связи с намазом,' то мусульманские правоведы расходятся по этому поводу, обязан ли он повторить этот намаз? К этому мнению склонились Ибн Хамид из сподвижников имама Ахмада. Здесь же разногласия о смиренности, в намазе и здесь у мусульманских правоведов два мнения и о них упомянуто в мазхабе Ахмада и других. Так же на два мнения разделились ученые в том, что необходимо ли совершать намаз повторно, если в нем преобладало наущение? О необходимости повтора при- держивается Ибн Хамид из сподвижников Ахмада, но большинство мусульманских правоведов говорят о его необязательности. И аргументируются тем, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал сделавшему упущение в намазе совершить два "суджуда ассахву" и не приказал повторно молиться, сказав: "Поистине шайтан, когда придет кому-либо из вас в намазе, он скажет: "Вспомни это, вспомни то, о чем он не думал, пока человек не собьется и не будет знать сколько он отмолился". Но нет спора в том, что за намаз ему нет воздаяния, кроме как настолько, насколько его сердце присутствовало в намазе и было смиренно. Как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Поистине раб удаляется с намаза и ему засчитывается или половина, треть, четверть и до десятой части". Ибн Аббас сказал: "Нет тебе из всего намаза, кроме того, что ты осмысливал в нем". И намаз не считаемся действительным с точки зрения полноценности, требуемого в нем, даже если он считается действительным с точки зрения, что его не совершают повторно". ("Мадаридж Ас-Салнкин" 1/1 12).

В достоверном хадисе от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) пришли его слова: "Когда муэдзин призывает на намаз, шайтан уходит, выпуская кишечные газы дабы не слышать муэдзина, а когда азан заканчивается, он возвращается, когда же произносят икамат, он уходит, а когда заканчивается, возвращается, чтобы находиться между человеком и его душой и говорит: "Вспомни это, вспомни то, о чем он раньше не думал, и будет продолжать пока человек не будет знать сколько он отмолился. И если кто-нибудь из вас ощутит это пусть совершит два земных поклона, когда будет сидеть (на последнем ракаате)". И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел этому человеку, которого шайтан запутал, пока он не знал сколько отмолился, совершить два "суджуд ассахву" и не приказал повторить намаз, и если намаз считался бы недействительным как вы утверждаете, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел бы ему совершить намаз повторно. Так же сказали: "В этом и заключается секрет двух "суджуд ассахву", назло шайтану, когда он наущает во время намаза и отвлекает его от присутствия в намазе", поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал эти два "суджуд ассахву11 - "аль-Маргаматайн" (то есть два прогоняющих или вынужденных). И если вы подразумеваете под обязательностью повтора, чтобы молящийся добыл плоды и пользы намаза, то это все зависит от него, и если он захочет - приобретет, если же упустит, то во вред себе же. А если вы под обязательностью имеете ввиду, что мы обязываем его повторить намаз и наказать в случае отказа и подведем его под рамки "оставившего намаз" - то нет. И второе мнение оно более достоверное и Аллах более Сведущ". ("Мадаридж ас-Саликин" 1/528 - 530). Заключение

Смиренность - очень большое дело, игра с ней опасна, и не приобретет ее никто, кроме того, кого Аллах благословил на это, а кого Он лишил ее - это большая беда и великое несчастье. Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил во время дуа: "О Аллах, я прибегаю к тебе от сердца, которое не бывает смиренным". (Хадис рассказал Тирмизи 5/485 № 3482, он же в "Сахих сунан ат-Тирмизи|! 2769).

И смиренные делятся по степеням, и смиренность - это действие сердца, она как увеличивается, так и уменьшается. Есть такие, чья смиренность достигла небес, и те, кто, окончив намаз, ничего не осмысливал и люди в намазе подразделяются на пять уровней: 1. Уровень несправедливого по отношению к самому себе, небрежного. Это кто неполноценно совершал омовение для намаза, упустил время, пересек границы и не до конца выполнял столпы. 2. Кто объективно соблюдает время намаза, границы, столпы, омовение, но не старается бороться с наущениями и совершает намаз с наущениями или другими мыслями. 3. Кто соблюдает границы, столпы и борется с наущениями, отталкивает ненужные мысли. Он занят борьбой со своим врагом (шайтаном), дабы тот не воровал из его намаза. Этот находится как в намазе, так и в джихаде. 4. Кто вставая на намаз полностью выполняет все обязательства, столпы намаза, соблюдает границы и обязанности, чтобы ничего не потерять из намаза и вся его забота - это выполнение намаза подобающим образом и его доведение до совершенства, его сердце полностью погружается в намаз и в поклонении его Господу, Свят Он и Превыше всего. 5. Кто встает на намаз, также соблюдая все это, но вместе с этим он свое сердце целиком отдал Аллаху, смотря своим сердцем на Него, наблюдая за Ним, наполненный любовью к Нему и величием, как будто бы он Его видит и смотрит на Него, пропадают все наущения и ненужные мысли, отсутствуют препятствия между ним и Аллахом и он в намазе стоит выше других, так же высоко, как расстояние между небом и землей, он в намазе занят только Аллахом, Свят Он и Велик, радуясь общению с Ним. Первая категория из этих - наказуемые, вторая - отчитываемые, третьи - прощенные за грехи, четвертые - вознагражденные и пятые - приближенные к Аллаху, так как его долей является радость в намазе, а кто радуется намазу в этом мире, тот будет радоваться приближением к своему Господу, Свят Он и Велик, в Ахирате. Кто радуется Аллаху, за того человека будут все радоваться. Кто же не радуется Великому Аллаху, ему этот мир станет сплошным разочарованием. ("Альвабиль ассайиб" стр. 40). И в конце прошу Аллаха чтобы Он сделал нас из числа смиренных, простил нас, воздал добром всякому, кто внес вклад в это послание, и принес пользу, кто его прочитал. Аминь. И Хвала Аллаху Господу Миров.

Мухаммед Салих аль-Мунаджид

 

Другие части

33 причины для смиренности в намазе. Часть 1

33 причины для смиренности в намазе. Часть 2