Мовжди́ (Мовждин) Сулейма́нович Баду́ев (1912 год, Грозный, Терская область, Российская империя — 28 августа 1967 года, Грозный, Чечено-Ингушская АССР, РСФСР, СССР) — советский чеченский артист, один из зачинателей театрального искусства в Чечне, ведущий актёр Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Х. Нурадилова Народный артист Чечено-Ингушской АССР.

Родился в феврале 1912 года в семье торговца. Окончил среднюю школу.

В Грозном в конце 1920-х годов было более ста коллективов художественной самодеятельности. Старший брат Мовжди, Саид Бадуев, писал скетчи пьесы для одного из таких кружков, которым руководил Магомед Яндаров. В 1928 году Мовжди Бадуев пришёл в этот кружок и начал постигать актёрское ремесло.

Представления всегда проходили в переполненных залах и с большим успехом. 1 мая 1931 года драматический кружок переименовали в театральную студию, назначили актёрам жалование и пригласили для них профессионального педагога из Баку, режиссёра Мамеда Алили. В студии в тот момент работало 19 человек.

Бадуев принимал активное участие во всех постановках. Среди них были спектакли «Анзор» по пьесе грузинского драматурга Сандро Шаншиашвили, «Золотое озеро» по одноименной пьесе Саида Бадуева и другие. Первый чеченский режиссёр Гарун Батукаев, который в 1936 году оканчивал ГИТИС, выбрал для дипломного спектакля пьесу «Храбрый Кикила» грузинских авторов Георгия Нахуцришвили и Бориса Гамрекели. Стихи к спектаклю написал известный чеченский поэт Арби Мамакаев, а музыку — композитор Умар Димаев. Главную роль исполнил Мовжди Бадуев. Спектакль «Храбрый Кикила» стал большим событием в культурной жизни республики. За исполнение роли Кикилы Мовжди Бадуев стал одним из первых Заслуженных артистов республики.

В конце 1936 года Мовжди Бадуев женился на своей партнёрше Асет Исаевой. У них родились две дочери — Тамара и Раиса, которые впоследствии известными в республике театральными деятелями.

После «Храброго Кикилы» Гаруном Батукаевым был поставлен «Лекарь поневоле» Мольера, в котором Мовжди Бадуев сыграл главную роль, и который на долгие годы стал визитной карточкой Чеченского театра.

Спектакль был настолько удачным, что у театр сделал ещё одну подобную постановку, на этот раз на чеченскую тему. Так появился спектакль «Мекхаш-Мирза» («Мирза-Усач») по одноименной пьесе Нурдина Музаева и режиссёра театра В. Вайнштейна.

Одновременно со спектаклем «Мекхаш — Мирза» в репертуаре Чечено-Ингушского театра появился спектакль «Молла-Насредин» по одноименной пьесе драматургов А. Соловьева и В. Витковича в переводе на чеченский язык Билала Саидова. В главных ролях в этих спектаклях снова блистал Мовжди Бадуев.

В 1938 году автор большинства пьес, поставленных Чечено-Ингушским театром Саид Бадуев был репрессирован. Брат Саида, Шарпудди, посмевший поинтересоваться судьбой брата, также исчез в подвалах ЧК. Мовжди Бадуев был жестоко избит и ему было запрещено упоминать о его братьях. Театру было запрещено ставить произведения Саида Бадуева. А так как они составляли основную часть репертуара, то работа театра была фактически парализована.

Пришлось срочно обновлять репертуар. Были поставлены «Любовь Яровая» Константина Тренёва, «Шторм» Владимира Билль-Белоцерковского, «Бэла» Михаила Лермонтова.

Последнее обновление: 3 дня назад