Байсангу́р (Байсунгу́р) Бено́евский (чеч. Бенойн БойсгӀар) (1794 год, Беной, Чечня — 1861 года, Хасавюрт, Дагестан) — чеченский полководец XIX века, наиб имама Шамиля, участник Кавказской войны 1817—1864 годов.

Родился в 1794 году в чеченском ауле Беной, по версии историка Д. А. Хожаева в семье крестьянина Баршкъи из рода Эди. О его жизни до 1830-х годов сведений практически нет, однако известно, что в 1825—1826 годах Байсангур принимал участие в восстании под руководством Бейбулата Таймиева.

В 1828 году, когда Гази-Мухаммад был провозглашён имамом, примкнул к его движению. Аул Беной стал опорой Гази-Мухаммада в Чечне.

Согласно Б. И. Гаджиеву, в 1834 году Байсунгур примкнул к национально-освободительному движению горцев Дагестана и Чечни, а в 1839 году его семья приняла у себя защитников Ахульго, Шамиля и его мюридов.

Наиб имама Шамиля

К 1846 году в боях с российскими войсками графа М. С. Воронцова наиб потерял руку и глаз, а в 1847 году в боях за Гергебиль ему пушечным ядром оторвало ногу. В результате такого серьёзного ранения он попал в плен к царским войскам, из которого его вызволили мюриды Шамиля, напавшие на конвой, который переправлял Байсунгура в крепость Грозный. Согласно народным преданиям, чтобы он мог держаться в седле, его привязывали к лошади.

Байсангур отличался необыкновенным безобразием: рябой, одноглазый, с одной ногой, с одной рукой, искривлённой в дугу. 

8 мая 1860 года Байсангур, Солтамурад Беноевский и бывшие наибы Шамиля Ума Дуев и Атабай Атаев подняли новое восстание в Чечне. В июне того же года отряд Байсангура и Солтамурада нанёс поражение войскам русского генерал-майора М. А. Кундухова в бою около местечка Пхачу. В октябре 1860 года командующий войсками генерал Кемпферт, прибыл в округ Ичкерии с 9-ю батальонами пехоты для подавления восстания.

В разговоре Магомет коснулся последних волнений в Ичкерии и Чечне. Руководителями этих движений он назвал трёх бывших Наибов Шамиля Байсангура, Атабая и Умму. Затем дело остановилось за Байсангуром который в настоящее время имеет в своём расположении уже более 300 человек и находится с ними в окрестностях Беноя.

Рассказ свой Магомет заключил словами, сказанными однажды Шамилем и приведёнными в одном из предыдущих дневников Шамиль говорил, что хотя наступающая зима и даёт возможность окончательно справиться с Байсангуром, во всяком случаи уничтожение его отряда обойдётся дорого потому, что Байсангур не только сам не сдастся в руки живой,- но и сумеет передать энтузиазм свой людям, которые решились разделить с ним участь.

Гази-Мухаммад рассказал один эпизод, когда Байсангуру было предложено сдаться. Посланные флигель-адъютанта полк Черткова, сделали это предложение, разговаривая с ним на кладбище. В ответ Байсангур указал на ближайшие могилы и сказал: вот с ними поговорите вы о вашем деле, они вас услышат скорее, нежели я. Рассказ свой Гази-Мухаммад заключил теми самими словами, которые были сказаны его отцом в минувшем месяце. Подтверждая их теперь снова, Имам Шамиль сказал: «Да, это такой человек, я его хорошо знаю, он ни за что не изменит своему слову… Но впрочем он больше ничего не желает, как только умереть, сражаясь против христиан».

Пленение и казнь

В начале 1861 года в Горную Чечню выступили отряды: из Майртупа — генерал-майора М. А. Кундухова, из Хаби-Шовдана — полковника Н. Н. Головачёва, из крепости Ведено — подполковника Арцу Чермоева. 9 января они соединились у аула Белгатой под общим начальством М. А. Кундухова. В течение второй половины января М. А. Кундухов разрушил 15 горных чеченских аулов, выселив жителей на равнину. Восстание было подавлено. Байсангур с несколькими приближёнными укрылся в районе аула Беной. 17 февраля в стычке у местечка Бена-дук в окрестностях Беноя под Байсангуром убило коня, а сам наиб попал в плен вместе со своими сыновьями. Они были заключены в Хасавюртовскую тюрьму и вскорости преданы военно-полевому суду. Согласно источнику из РГВИА, «несмотря на отчаянное сопротивление, Байсангур и четыре его сподвижника были взяты в плен».

В марте 1861 года Байсангур Беноевский был приговорён к повешению по приговору военно-полевого суда, состоявшегося по приказу генерал-майора П. И. Кемпферта. Казнь состоялась на площади Хасавюрта, на том месте, где позднее была построена православная церковь. В чеченских преданиях сохранился рассказ о том, что для того чтобы выбить табурет, на котором стоял Байсангур, был вызван за деньги палач-доброволец из толпы. Как пишет Д. А. Хожаев, Байсангур сам соскочил с табуретки.

Наиба похоронили на одном из кладбищ Ауха на перекрёстке трёх дорог. Другие участники восстания, в том числе сыновья Байсангура Алхазур и Тахир, были сосланы в Сибирь.

Чурт Байсангура Беноевского (Ярыксу-Аух)

Чурт Байсангура Беноевского (Ярыксу-Аух)

Память и отражение в массовой культуре

  • В ряде населённых пунктов Чеченской республики и Дагестана есть улицы имени Байсангура Беноевского.
  • Образ Байсангура выведен в историческом романе А. А. Айдамирова «Долгие ночи».
  • Песня Имама Алимсултанова для акустической гитары «Гуниб» (1991) посвящена обороне Гуниба и участию в этих событиях Байсангура Беноевского.
  • Чеченский бард Тимур Муцураев посвятил Байсангуру песню от 1997 года с одноимённым названием, а также песню «Гуниб» (1998), в которой фигурирует Байсангур, посвящённую обороне Гуниба.
  • Документальный сюжет № 32 «„Таш адам“ — Человек из камня. Байсангур Беноевский» из серии телепередач «Знаменитые чеченцы. ЖЗЛ» Информационного канала «Чеченинфо», ЧГТРК «Грозный», эфир от 24 октября 2009.

Последнее обновление: 1 день назад