О психологическом воздействии чеченцев на врага писал русский исследователь Кавказа Г.Н.Прозрителев
«Во время борьбы горская конница, после залпа, бешено устремлялась на противника и каждый воин, держа обнаженную шашку в правой руке и в левой повод лошади, стискивал кинжал зубами за рукоятку. Очевидцы говорили, что такой налет сопровождался еще особым гиканьем, был ужасен и бывали случаи, что молодые войска при подобном наступлении бросались в паническое бегство».
Продолжая тему психологического воздействия чеченских бойцов на противника, нужно отметить категорию воинов, напоминавших скандинавских берсерков, которые в бою впадали в состояние «тIеман шовкъ» («военное исступление») и производили особенно устрашающее воздействие на русских солдат. Вот как описывал воинственный нрав чеченцев итальянский генерал на русской службе Дель-Поццо:
[AdSense-A]
«Дерзкие при наступлении, чеченцы бывали еще отважнее при преследовании. Сотни шашек и кинжалов мгновенно вырастали как из-под земли, и чеченцы с гиком кидались в середину колонны русских. Начиналась ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры. Кровь опьяняла их, омрачала рассудок, глаза их загорались фосфорическим блеском, движения становились еще более ловкими и быстрыми, из гортани вылетали звуки, напоминающие скорее рычание тигра, чем голос человека».