Дьявольский ветер. Как изобретательные англичане расстреливали индусов.

По переводу названия этой казни практически невозможно догадаться о том, что она представляла собой на самом деле. Гораздо ближе к оригиналу звучит «пушечная стрельба», «выстрелы из пушек» или, на худой конец, «дуновение из пушек». Англичане с помощью тотального введения данной казни добивались сразу двух целей - убийство противников и психологическое подавление их сторонников неприемлемой с точки зрения индуизма смертью.

Как и в случаях с множеством орудий пыток и смертной казни, изобретатель дьявольского ветра затерялся где-то в глубинах истории. Известно только, что был он англичанином, поскольку выстрелами из пушек массово убивали именно индусов во время восстания сипаев в 1857-58 гг.

Как именно осуществлялась казнь? "Дьявольский ветер", вопреки предположениям, ничуть не напоминал расстрел. Осуждённый на смерть привязывался так, чтобы пушечное жерло упиралось ему между лопаток, и затем, собственно, производился выстрел. Стреляли вхолостую, человека буквально разрывало на куски.

Но сипаев страшила больше всего не боль, не смерть, а психологический аспект подобной смерти. По их верованиям величайшим позором было предстать перед божествами в непотребном виде, т.е. будучи, в прямом смысле, собранным из кусков своего тела. Дополнительным моральным мучением являлась невозможность достойного захоронения, когда деление на касты после смерти терялось, и голова жреца – брахмана – соприкасалась с головой какого-нибудь неприкасаемого бедняка. Это происходило достаточно часто, поскольку "дьявольский ветер" являлся массовым видом казни.

[AdSense-A]

Упоминаний о "дьявольском ветре" в истории сравнительно немного. Если бы в ту эпоху данным видом казни не заинтересовался известный русский художник В.Верещагин, весьма вероятно, что он бы и вовсе до нас не дошёл. Хотя упоминается он и позже – в романах Жюля Верна («Паровой дом») и Р.Сабатини («Одиссея капитана Блада»).

Из воспоминаний В.В.Верещагина: "Современная цивилизация скандализировалась главным образом тем, что турецкая расправа производилась близко, в Европе, а затем и средства совершения зверств чересчур напоминали тамерлановские времена: рубили, перерезали горло, точно баранам. Иное дело у англичан: во-первых, они творили дело правосудия, дело возмездия за попранные права победителей, далеко, в Индии; во-вторых, делали дело грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся против их владычества сипаев и не сипаев к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их — это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота. <...> Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом".