Границы этой горной области точно неопределены, наиболее распространенным является мнение о том, что к Чеберлою относятся только район Макажоя, озера Кезеной-Ам, селений Хой и Харкарой.
Более достоверной представляется информация о границах общества Чеберлой известного чеченского этнографа и фольклориста Ахмада Сулейманова, который основывается на свидетельствах стариков, живших здесь до выселения. По его мнению, Чеберлой на севере граничит с землями общества Нижалой и Ичкерией, на западе – с обществом Шаро (Нохчкела, Босси), на юге и востоке – с Дагестаном. Это наиболее отдаленный и недоступный район Чечни, который практически не имел никаких контактов с внешним миром. Вероятно, именно поэтому в чеберлоевском диалекте чеченского языка сохранились архаические черты (отсутствие лабиализованных гласных, сохранение древних форм местоимений и т.д.), которые сближают его с западными вайнахскими диалектами, особенно с ингушским языком.
Топоним «Чеберлой» восходит к чеченскому «чеба аре» – ровное место, котловина, а «лой» является топонимическим суффиксом.
Чеберлой стал заселяться чеченцами, которые мигрировали из западных районов Кавказа, сравнительно поздно, не ранее XV века. У некоторых тейпов, живущих в районе Чеберлоя, сохранились предания об их происхождении из западных районов Чечни. Так, по преданию тейпа Макажой, их родоначальником был Турач, переселившийся в эти места из Нашха.
Жители селения Кезеной ведут свое происхождение от потомков бедной вдовы, оставшейся в живых после гибели селения, которое стояло на месте озера.
В исторических источниках XIX века некоторые русские авторы, исходя из особенностей чеберлоевского диалекта, а также антропологических признаков (светлые волосы, зеленые глаза) пытались приписать чеберлоевцам славянское происхождение. На самом деле жители собственно Чеберлоя (например, макажой) отличаются черным цветом волос и смуглой кожей.
[AdSense-A]
Так, например, предполагалось русское происхождение тейпа «орсой» по созвучию с чеченским словом «оьрси» – русский. Но это слово в чеченском языке является заимствованным и не могло появиться в чеченском языке ранее XVII века, а название тейпа и селения Орсой более древнего происхождения. Здесь более вероятным представляется сближение с «аорсами», племенами, которые жили в Предкавказье в первых веках нашей эры.
В древних исторических сочинениях, например у Плиния, упоминаются племена содов, которых соотносят с чеченским тейпом садой. Но вряд ли в то время в районе Чеберлоя могли жить нахские племена. Тем более, что сами садой считают себя выходцами из Нашха, где они имели долю в родовом котле коренных чеченских тейпов.
В русских источниках впервые Чеберлой упоминается в документах XVI–XVII веков как «Чабрил», а жители этого края называются «шибутянами, шубутами», так же, как и их соседи по Шаро- и Чанти-Аргуну.
Особенности материальной культуры этих районов свидетельствуют о существовании на этой территории дочеченского субстрата. По всей вероятности, вплоть до конца XV века на территории Ичкерии и Чеберлоя жили другие племена, которые затем были большей частью вытеснены, а частично ассимилированы чеченцами в их передвижении с запада на восток. Доказательством этому могут служить и более древние пласты археологической культуры этих территорий. Территория Чеберлоя входит в ареал культуры, которую археологи называют каякентско-харачоевской.
В ареале обитания древних нахов в это же время существовала так называемая кобанская культура. Но, вероятно, эта миграция была длительной, так как в преданиях местных жителей говорится о том, что до поселения их предков в этих местах жили орстхоевцы.
Так, согласно полевым материалам, записанным здесь В.Кобычевым, «первыми насельниками в Чеберлое были эрстхойцы, потом пришли стрелки из лука-арбалета (Iад къам). Стрелки из лука, по преданию, прибыли из-под горы Нашаха, расположенной в верховьях реки Рошни-чу. Вначале в качестве разведчиков нашахойцы выслали трех человек, но местные жители убили их. Тогда для отмщения прибыл целый отряд, который выстроил укрепление на месте нынешнего селения Хой. С этих пор нашахойцы прочно овладели Чеберлоем». Из Нашха был прислан в качестве правителя Чеберлоя, согласно преданию, и легендарный Алдам-Гези, который выбрал в качестве резиденции селение Кезеной, где выстроил сильно укрепленный замок. Руины его сохранились до сих пор.
Чеберлой – край удивительной красоты: каменистые горные каньоны, бурные реки, водопады, густые леса и величественное озеро Кезеной-Ам.
Озеро Кезеной расположено на высоте 1869 метров. По преданию, на месте этого озера когда-то было древнее селение. Народ в нем жил вольготно и благодатно, не зная ни невзгод, ни лишений. Как-то раз в это селение пришел нищий –белобородый старец. Он стучался во многие двери, но никто не отворил ему, никто не подал даже куска хлеба. И лишь бедная вдова, жившая на окраине села в полуразвалившейся избушке, впустила его на ночлег и поделилась с ним своим скудным ужином. Утром старец сказал бедной вдове: «Я не нищий, а ангел. Жители этого селения будут наказаны за алчность и несоблюдение обычая гостеприимства – селение погибнет. Ты же должна уйти со своими детьми и подняться на склон горы». С этими словами старец исчез. И не успела вдова взойти на гору, как бурный поток воды с горных склонов обрушился на селение, и оно исчезло в волнах.
А потомки бедной вдовы основали новое селение неподалеку от озера и назвали его Кезеной. Согласно другому преданию, селение основал орстхоевец Кезен со своими сыновьями. Но пришедший из Нашха (Западная Чечня) Алдам победил Кезена и стал владетелем этой местности.
Селение Кезеной расположено к югу от озера, в нескольких километрах от него. Главной его достопримечательностью является крепость, возвышающаяся над селением – это крепость Алдам-Гези (Г1ези-Алдаман ков), развалины которой и сейчас видны на высокой скале.
Крепость состоит из цитадели, группы полуразрушенных зданий и жилой башни, известной под названием «башни Дауда». Башня прямоугольная, почти квадратная, высота ее сохранившихся стен – около семи метров. В центре башни – остатки опорного столба, один из угловых камней, связывающих стены.
К югу от башни Дауда находится мечеть, под дверной порог которой вделана надгробная плита. Это надгробие, по свидетельству местных жителей, принадлежит чеченскому герою Сурхо, сыну Ады. Сурхо, согласно историческим преданиям, победил в войне кабардинского князя Мусоста и поделил его земли между бедными. В честь его победы было названо село Сурхохи (в Ингушетии) и сложена героическая песня – илли.
Религиозные действия и праздники в Кезеное сопровождались общественным пивоварением: в чашечном камне в помещении рядом с мечетью толкли ячмень для ритуального пива. Подобный камень можно видеть рядом с жилой башней в селении Туга, в Майсте.
Крепость Алдам-Гези расположена на высокой скальной площадке и обнесена каменной стеной. Внутри цитадели сохранился фундамент боевой башни. Комплекс, по всей вероятности, построен в XVI веке, а мечеть – в более позднее время. Это подтверждается и особенностями архитектурного стиля строений. Если жилая башня построена в чисто вайнахском стиле: центральный опорный столб, угловые камни, связывающие стены, использование раствора, то архитектура мечети является чисто дагестанской. Она, по всей вероятности, была построена после XVII века, то есть после распространения ислама в Чеберлое.
Жители Чеберлоя одними из первых среди чеченцев приняли ислам. И, вероятно, поэтому здесь не сохранилось, в отличие от других районов Чечни, склеповых захоронений. Но тот факт, что здесь очень много склеповидных надгробий говорит о том, что они были распространены в свое время и на этой территории. Склеповидные надгробия есть и у селения Пуога, в Майсте. Их появление здесь связано с тем, что майстинцы, приняв ислам, перестали строить коллективные склепы, но в надгробиях индивидуальных могил они сохранили их архитектурные формы, хотя и в уменьшенном виде.
Во времена имамата Шамиля чеберлоевцы оказали жестокое сопротивление попыткам имама ввести шариат в своих обществах. В ответ Шамиль ввел в Чеберлой войска, состоящие из аварцев и андийцев, и восстание было потоплено в крови. Многие селения Чеберлоя оказались разрушены и сожжены, в том числе по приказу Шамиля было уничтожено множество боевых башен.
[AdSense-B]
К западу от озера находится группа селений, самым крупным из которых является Макажой, который чеберлоевцы издавна считали своей столицей. По мнению А.Сулейманова, топоним Макажой и, соответственно, наименование тейпа Макажой связано с древним военным термином «Макаж» – клинообразное построение воинов-копьеносцев во время атаки неприятельских войск. Такой клин двигался впереди атакующих войск, первым рассекал вражеские цепи, заходя в тыл врага, брал его в окружение и уничтожал.
В макаж входили самые отчаянные и физически выносливые воины.
В Макажое почти не сохранилось памятников архитектуры. Единственной достопримечательностью его можно считать жилую башню, перестроенную в мечеть. Мечеть, минарет которой построен в виде боевой башни, есть и в селении Эткали, и в некоторых других селах центральной Чечни.
Недалеко от Кезеноя находится селение Хой. Этот топоним с чеченского переводится как «стражники». Вероятно, это связано с тем, что селение было пограничным, и его жители несли сторожевую службу. Об этом, кстати, напоминает и «Хойн-гIала-башня стражников» – единственная боевая башня, оставшаяся от укрепления. Башня возведена на скальном основании из хорошо обработанного камня, кладка на глинисто-известковом растворе. Хотя и по архитектурным приемам и технике кладки видно, что башню строил чеченский мастер, она отличается от классических вайнахских башен. Она ниже и приземистее, к тому же имеет не совсем обычные для вайнахских боевых башен машикули, опоясывающие ее сплошным квадратом. По своим пропорциям башни Чеберлоя ближе к осетинским.
Боевая башня в селении Хой украшена множеством петроглифов: это и перекрестия с кругами, и круги с елочным и волнистым узорами, и Т-образный знак, то есть символика, характерная только для вайнахских башен.
К востоку от Макажоя находится селение Харкарой. На скалистых склонах, среди средневековых руин возвышается боевая башня – единственная сохранившаяся средневековая постройка. В стенах башни много бойниц, завершали башню машикули, до нашего времени сохранился только один из них. В юго-восточной стене башни вмонтирован камень с изображением руки мастера.
Вокруг селения Макажой разбросаны более мелкие средневековые поселения: Джалкх, Тундухой, Орсой
В тукхум ЧIебарлой входили следующие тейпы:
ДIай, Къозуной, Макажой, Ригахой, Сандахой, Харкарой, Хой, ЦIикарой.