Данный манускрипт содержит в себе начало суры аль-Маида (Трапеза), написан почерком «магриби» и датируется примерно 1733 годом. Интересно, что данные аяты были записаны по памяти рабом мусульманином по имени Аюб Сулейман Диалло (1701—1773), который также известен как Йов бен Соломон.
Аюб Сулейман родился в Сенегале (Западная Африка) в состоятельной и уважаемой семье религиозных деятелей, был хорошо образован, и работал имамом в одной из мечетей своей местности. Однажды отправившись по делам за пределы своего города, Аюб Сулейман был похищен, обманным путем обращен в рабство и продан англичанам. Если вы смотрели замечательный голливудский фильм «Двенадцать лет рабства», то судьба Аюба Сулеймана чем-то напоминает судьбу Соломона Нортапа (у них даже есть схожесть в именах), главного героя кинодрамы, который был также похищен, обращен в рабство и в итоге освобожден.
Попав в рабство Аюб Сулейман смог убедить своих «хозяев», что он свободный и состоятельный человек, и, что его семья выплатит хороший выкуп за него. Англичанин работорговец капитан Пайк, разрешил Аюбу написать письмо своему отцу в Сенегал, но к сожалению посланник отправленный с письмом так и не успел вернуться в назначенный срок. Аюб Сулейман был переправлен через Атлантический океан, оказался в штате Мэриленд (США), где был продан некоему мистеру Толси.
Новоиспеченный раб был отправлен работать на табачные поля, но после того как стало ясно, что тот не приспособлен к подобной работе, Аюбу Сулейману доверили пасти скот. Аюб регулярно удалялся в лес, где мог выполнять ежедневную пятикратную молитву. Но однажды его увидел какой-то мальчишка после чего стал мешать Аюбу молиться и постоянно досаждал его. Вскоре Аюб бежал в Пенсильванию, был пойман и отправлен в тюрьму. Именно в тюрьме Аюб познакомился с адвокатом по имени Томас Блуэ, который сразу понял, что перед ним не совсем обычный раб. Томас Блуэ был поражен умением Аюба писать по арабски. В дальнейшем Блуэ сказал следующее:
« После того как мы заговорили с ним и показали ему несколько жестов, он написал несколько строчек, и прочитал их как - Аллах и Мухаммад, из чего, помимо этого он отказался от стакана вина предложенного ему, мы поняли, что он магометанин, но мы не знали из какой страны, или как он очутился здесь; так как он вел себя приветливо и хорошо совладал с собой, мы поняли, что он не был обычным рабом».
[AdSense-A]
В дальнейшем Аюбу Сулейману разрешили написать еще одно письмо домой, но оно не дошло до адресата, а очутилось в руках одного из влиятельных служащих в Англии, который так заинтересовался судьбой этого необычного раба, что выкупил Аюба и перевез в Англию. Какое-то время спустя, Аюб Сулейман был освобожден, выучил английский язык, и приступил к работе в Британском музее, где был ответственен за сбор и классификацию арабских манускриптов. Благодаря своему уму и изысканным манерам, Аюб Сулейман обзавелся множеством друзей в высшем обществе и сумел нажить неплохое состояние. В 1734 году, Аюб Сулейман отправляется сначала в Гамбию, а потом к себе на родину в Сенегал. К тому времени его отец был уже мертв, а из-за войны вся страна пребывала в плачевном состоянии. Тем не менее, вскоре Аюб сумел наладить свой быт и вернуться к своему предыдущему, дорабскому уровню жизни. Такова невероятная история Аюба Сулеймана Диалло, раба мусульманина сумевшего заполучить свободу, который скончался в 1773 году.
Аюб Сулейман никогда не отчаивался, он продолжал быть мусульманином даже в самые трудные моменты своей жизни, и как мы видим, его молитвы были услышаны Всевышним. На фото аяты суры «Трапеза», которые Аюб Сулейман записал по памяти, удивительно (хотя скорее всего совсем нет), что данный лист не содержит ни одной ошибки. Как известно, Коран со времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение) всегда заучивался наизусть огромным количеством людей. На ум сразу же приходит еще один голливудский фильм, в жанре постапокалиптики - «Книга Илая», где по сюжету главный герой по имени Илай, сыгранный Дензелом Вашингтоном, является единственным человеком знающим Библию наизусть. Именно со слов Илая утерянный текст Библии будет восстановлен для последующих поколений. Если сценаристы решили бы снять фильм про Коран с идентичным сюжетом, то перед ними встала бы трудная задача, как объяснить то, что на Земле остался всего лишь один хафиз? Когда мы знаем, что число людей выучивших Коран наизусть, по некоторым данным, исчисляется миллионами, и все они разбросаны по разным уголкам нашей планеты. Сценаристам пришлось бы попотеть над объяснением того, куда же они все подевались.
Автор Муслим Муваххид, vk.com