О чеченских традициях и обычаях мало известно за пределами республики, однако их строго соблюдают в быту, в общении, на праздниках. Здесь редко можно увидеть мужчину, прогуливающегося со своими детьми по улице, с девушками никогда не здороваются за руку, жених не появляется на собственной свадьбе. Жители Чечни рассказали «Снобу» об обычаях и правилах этикета, до сих пор бытующих в этой российской республике
Ваха, 57 лет. Живет в Грозном с 1970 года, строитель
Многие обычаи направлены на создание определенного отчуждения между отцом и детьми, они направлены на поддержание авторитета отца. Он по многим вопросам общается с детьми через мать, и своим поведением отец показывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Например, личная жизнь детей, женитьбы сыновей и замужества дочерей с отцом напрямую не обсуждаются, об этом всем отцу сообщает мать, она выступает посредником. Вообще строгая нормированность создает атмосферу, в которой вероятность внутрисемейных конфликтов сводится к минимуму. Каждый знает свое место, и если следовать всем правилам, вероятность ссор или конфликтов стремится к нулю.
В нашей семье мы отца даже по имени не называли. У него было домашнее имя, даже «папа» не говорили, потому что оно несет более интимный опечаток, а по имени называть отца было слишком официально. Мать его тоже никогда по имени не называла. Она обращалась к нему «мужчина» или «муж». И отец к ней тоже обращался нейтрально «жена». О жене вообще при посторонних говорят «чурнаг» — та, что в доме, — сейчас используется русское слово «хозяйка». В большинстве случаев еще супруги не называют друг друга по именам, хотя молодежь уже отходит от этой традиции. Отход от обычаев — это проблема каждого поколения, если меняются условия жизни, то и обычаи меняются.
Авторитет старшего раньше не обсуждался, ты мог быть с ним в корне не согласен, но демонстративно перечить ему было нельзя. Если ты недоволен чем-то, надо было пойти к другому взрослому и попросить его донести твою позицию.
Раньше, я помню, любой старший мог сделать замечание за плохое поведение ребенку, подростку, человеку младше себя, а если об этом узнавали родители, то они добавляли еще от себя. Сейчас родители начинают заступаться за своего ребенка.
Строгое следование этикету распространяется и на общение с посторонними. Нравится тебе человек, не нравится — если он старше тебя, ты обязан встать в его присутствии, уважительно с ним разговаривать. Поскольку конфликтные ситуации в чеченском обществе разрешались с большим трудом, этикет был направлен на то, чтобы свести риск возникновения таких ситуаций к минимуму. Многое из этого и сейчас работает. Я доволен нынешней молодежью: они вежливые, уступают дорогу, здороваются, обращаются уважительно. Я не могу сказать, что люди стали грубее друг к другу, но от многих вещей, которые им кажутся излишними, они отказываются.
[AdSense-A]
В молодежной среде отношения между друзьями более свободны. Когда мы молодые были, мы даже с друзьями не обсуждали личную жизнь. Не принято было. А сейчас люди спокойно обсуждают. Мы если и говорили об этом, то только в духе «да, было, там, встречался», и все. Это считалось неприличным, мужик не должен на таких вещах акцентироваться. Все было сдержанно, нейтрально, считалось не по-мужски, если ты потерял голову из-за кого-то, если ты зациклен на личных проблемах. Нужно было быть уравновешенным, главное было показать, что ты полностью контролируешь свои чувства.
Я помню в молодости, когда наш сосед вышел погулять со своим сыном за руку, мы все побежали смотреть, правда ли это, правда ли он с ребенком гуляет. Это было демонстративное пренебрежение этикетом с его стороны. Считалось, что не мужское это дело — ребенка выгуливать на людях. В семье, дома, во дворе ты можешь с ним повозиться, но выйти в публичное место с ребенком на руках неприлично. Это была публичная демонстрация чувств, которая нарушала стереотип мужского поведения. Есть даже история про жителя горного села, у которого долго не было детей, и когда родилась дочь, он на радостях съездил в город, купил нарядную люльку. Вот с этой люлькой он шел через все село, и естественно, на него все смотрели неодобрительно. Он тогда подошел к группе стариков и спросил: «Ответьте честно, вы относитесь ко мне с уважением?», на что они ответили: «Нет». Он тогда взял свою люльку и ушел от них со словами: «Ну значит, мы все так и умрем, не уважая друг друга».
У нас есть такое понятие «бехке нах» — люди, перед которыми ты виноват. Такие люди — родственники жены, потому что ты увел из семьи их дочь. С ними всегда должны быть подчеркнуто уважительные отношения, не должно быть ни намека на панибратство. Например, я иногда тещу свою обнимаю, но этого делать нельзя. То есть я в семье жены «провинившийся», и снимается этот статус только через много лет, при условии что их дочь в браке счастлива. Это не объявляют напрямую тесть с тещей. В моем случае, когда умер брат жены, на похоронах, где я должен был находиться чуть поодаль от тестя, один из его родственников сказал мне: «Ты уже не зять, ты уже сын в этой семье» — и подвел меня ближе. За 30 с лишним лет в этой семье мне сделали «скидку».
Вообще, зять не может оставаться с ночевкой в доме жены. Нежелательно вообще жить рядом с тестем и тещей. Родители жены тоже не могут часто появляться в доме зятя. У ингушей вообще зять полностью избегает встреч с тещей.
С родственниками мужа у женщины должны соблюдаться, в общем, те же правила. Сноха ни в коем случае не должна ругаться с сестрами мужа, Она должна молча выслушивать их нападки. Если родители мужа обращаются к ней напрямую, она должна ответить, но начинать разговор первой не может. Раньше эти правила соблюдались намного строже. Единственное, что соблюдают сейчас: молодая сноха не может разговаривать с родственниками мужского пола, пока не будет совершен обряд «развязывания языка». Это когда на первый или второй день свадьбы невеста должна подать воды свекру и братьям мужа и пожелать им здоровья, взамен ей даются подарки, сейчас это чаще всего деньги, и после этого она может с ними разговаривать. Также это проделывают все родственники мужа мужского пола, когда после свадьбы приходят в гости к молодым.
Все еще соблюдается обычай не называть близких родственников мужа по именам, независимо от пола. Сноха дает им свои имена или прозвища. Этот обычай существует еще с языческих времен, когда имя человека окутывалось кучей суеверий. Считалось, что, придумывая клички, можно избежать воздействия злых духов.
Как сейчас свадьбы проходят. Раньше, я помню, угощались только старики, молодежь приходила исключительно на танцы. Сейчас свадьбы чаще играют в ресторанах, где все сидят за столами, а танцуют зачастую приглашенные танцоры. Раньше каждый должен был знать национальный танец. Свадьбы уже теряют национальный колорит.
Обычаи сильно поменялись с принятием ислама. Молодежь сейчас более религиозная, и они во многом принимают то, что шариат говорит. А шариат и наш адат имеют значительную разницу: например, у арабов вообще не принято вставать, когда старшие подходят, они здороваются сидя У нас обращение «салам алейкум» только мужское и только по отношению к ровесникам, молодым со взрослыми так здороваться неприлично. По отношению к женщинам это мусульманское приветствие вообще не применялось, хотя кабардинцы переняли это и все друг с другом «саламаются», что мужчины, что женщины.
Приезжим стоит помнить, во-первых, о внешнем виде. Мужчины в шортах или в майках, из-под которых торчит пузо, выглядят неуместно. Второе, что надо помнить: мы любим этикет. Если в России обращение «мужик, слушай, не подскажешь...» направлено на сближение, имеет доверительный тон, то здесь это, наоборот, вызовет негативную реакцию. С незнакомыми людьми надо обращаться строго по этикету «скажите, пожалуйста...», потому что другое обращение будет воспринято как попытка панибратства.
Асламбек, 40 лет. Историк. Увлекается этимологией слов чеченского языка
Традиции чеченцев могут зависеть от того, где чеченцы проживают. Например, чеченцы, которые давно живут Панкисском ущелье Грузии, практически никогда не женятся второй раз. Многоженство порицается обществом. Это происходит потому, что они все друг друга знают, их мало. Естественно, за годы жизни они переняли многое из грузинской культуры, но стараются совмещать.
В селе, в котором я вырос, жила одна женщина. Она все время носила брюки. Даже когда стала старой. Все детство я думал, что она умалишенная. Только психически больным женщинам могли позволить в Чечне носить брюки. Потом, когда вырос, я узнал, что, когда она была молодой, во время драки убили ее брата. У них не было родственников, и единственный, кто мог объявить кровную месть, была сестра. Тогда она поклялась, что наденет брюки и не снимет их, пока не отомстит за брата. Но она не смогла отомстить. Из-за этих брюк она не смогла устроить и свою личную жизнь, но осталась верной своему слову.
Кровная месть — это был сдерживающий фактор. У нас не было никаких законов, никаких институтов. Все важные для народа решения принимались коллегиально. Кровная месть всегда была очень важной частью жизни в чеченском обществе. Благодаря ей, даже самый богатый и влиятельный человек не мог оскорбить бедняка, потому что в те времена самым ценным и важным для человека считалась его честь. Даже публичная угроза могла иметь последствия. Люди знали, что за каждое слово или действие придется отвечать. Вероятность объявления мести сдерживала от необдуманных действий.
Конфликты между тейпами из-за кровной мести иногда длились десятилетиями. В последнее время стороны мирятся сразу. Чтобы уладить конфликт, родственники виновного ищут посредника. Это может быть очень уважаемый обеими сторонами мулла или старейшина. Для прощения кровника есть отдельный обряд: практически весь род виновного в смерти приезжает на похороны к погибшему. Это могут быть сто, двести или даже пятьсот человек. Они привозят виновника, завернутого в саван, и передают родственникам погибшего. Это означает, что мы отдаем вам того, кто совершил убийство, теперь он ваш, делайте с ним все, что хотите. Старейшины из рода погибшего снимают саван и говорят: «Ты прощен».
Зубайр, 26 лет. Организатор свадеб и концертов. Родился и вырос в станице Шелковская Чеченской Республики. Живет и работает в Грозном
Я буду рассказывать о том, как принято в моей семье.
Когда мы были маленькими, нас не сажали за общий стол. Было два стола. За большим сидели отец, мама и старший брат, а младшие сидели за отдельным. Я не знаю, зачем это делалось, наверное, потому что дети балуются за столом. В 13–14 лет я пересел за стол для взрослых.
Когда парень женится, то он около недели после свадьбы не должен показываться на глаза своим родителям. Это продолжается, пока родители случайно не застанут его дома. Когда мой брат женился, было точно так же. Потом родителям надоело, и они «застали его врасплох», чтоб он перестал бегать от них. Я думаю, это красивый обычай. Это субординация, которая должна быть.
Женщины стараются не «маячить» перед глазами, когда в дом приходит чужой мужчина, будь то сосед, друг семьи или даже дальний родственник. Обязательный атрибут женщины — это платок. К платку девушек приучают еще с 15 лет. У моего брата есть дочь, ей 17–18 лет. Она не может показываться мне и моим братьям на глаза без платка на голове. Возможно, она ходит без платка у себя дома, но мы этого не знаем. На улицу она выходит только в головном уборе. Еще я знаю, что очень сложно с разрешением покрасить волосы. Чтобы это сделать, девушка должна спросить у всех разрешения. Даже в этом случае красить можно только в нейтральные цвета, чтобы было не очень заметно. Все ограничения действуют, пока девушка не выйдет замуж. После этого все решает муж.
Для некоторых делают исключение. Например, один из моих братьев разведен, и его дочь растет с нами. Из-за того, что она растет без матери, моя мама разрешает своей внучке то, что своей дочери она категорически запрещала. Ей всего лишь 18, она уже ходит с покрашенными волосами. А я помню, как к нам пришли сватать мою сестру, когда ей было 17 лет. За это ее отправили доить коров в Астраханскую область на фазенду к родственникам. Она даже не была виновата. Это сделали для того, чтобы она не думала о замужестве в столь ранние годы. Но, если спросить у меня, лучше бы она вышла замуж, там ей было бы легче.
[AdSense-B]
Развод — довольно болезненный процесс. Родители супругов до последнего пытаются уладить конфликт, встречаются, обсуждают проблему и так далее. Если никак не получается вопрос решить, то расходятся. Наш отец всегда был против того, чтобы матери запрещали видеться с ребенком после развода. Но ребенок после развода чаще остается с отцом. На мой взгляд, это делается для того, чтобы женщине после развода было легче выйти замуж.
Во время свадеб соблюдаются одни и те же обычаи. Невесту из дома под руку выводит родственник жениха, сам жених на своей свадьбе не появляется. В машине невесты сидит брат и сестры жениха. Иногда сестра или подруга невесты едет в дом жениха, другие родственники невесты в доме жениха в день свадьбы не появляются. Есть отдельная церемония открывания чемоданов с приданым. Первой это должна сделать сестра или тетя жениха. Для нее в главном чемодане приготовлен подарок. Это может быть платье, платок или драгоценность. В некоторых семьях перед тем, как войти в новый дом, невесте на руки дают ребенка. Чаще всего это бывает мальчик, чтобы первым в семье родился именно мальчик. В доме жениха для невесты готовят специальный угол. Его занавешивают чем-нибудь, и она там стоит во время всей свадьбы. В присутствии гостей невеста не имеет права садиться. Когда гостей становится чуть меньше, ее уводят в отдельную комнату, где она может отдохнуть и поесть. После этого она снова возвращается в свой угол. На протяжении всего вечера гости подходят к ней, поздравляют, фотографируются. В день свадьбы невеста не разговаривает с мужчинами, только с женщинами и так, чтобы никто не слышал. С мужчинами можно разговаривать только после обряда «развязывания языка». Он тоже у всех проходит по-разному. Некоторые мужчины берут из рук невесты стакан с водой, выпивают его и кладут в этот стакан деньги. Некоторые дарят домашний скот. Только после этого невеста может разговаривать с родственниками жениха.
snob.ru