На южной окраине г. Урус-Мартана, по правую сторону от автотрассы, ведущей в селение Мартан-Чу , расположено небольшое кладбище, известное среди местных жителей под названием (Iисин, Мусин кешнаш). На этом кладбище покоятся останки ближайшего сподвижника и наиба Имама Шамиля, выдающегося государственного и военного деятеля Чечни первой половины XIX века Исы Гендергеноевского и его брата Мусы. Политическая деятельность Исы Гендергеноевского, сыгравшего исключительно важную роль при возраждении Шамилевского имамата после его разгрома в битве при Ахульго в 1839 году, до сих пор остаётся малоизученной, не смотря на то, что его имя почти всегда фигурирует в документах того времени. В настоящей статье мы попытаемся, хотя бы в некоторой степени, восполнить этот пробел, опираясь на известные нам документы, исторические источники, а также на воспоминания жителей Урус-Мартана и некоторых других населенных пунктов Малой Чечни.

Иса Гендергеноевский (он же Иса ал Гендарген, Иса Гендаргева, или просто наиб Исса), принадлежал к роду Iаппаз-некъи тейпа гендаргеной. Место его рождения точно неизвестно, но им мог быть аул Гендерген, родовое гнездо тейпа гендаргенойцев, расположенное в горах Ичкерии. Известно, что Исе было около 10 лет, когда его дед Iаппаз (Аббаз) и отец Эла (Али), преследуемые кровниками, оставили Гендерген и вместе со своими семействами переселились на равнину. Это переселение состоялось в самом начале XIX века, но не позднее 1805 года. Первоначально представители рода Iаппаз некъи поселились на побережье Терека, но вскоре направились в Малую Чечню.

Военно-политическая деятельность Исы Гендергеноевского началась в 1834 году, когда он возглавил чеченские ударные силы, прикрывавшими основные пути движения неприятеля. Проявленные им при этом дарования принесли ему славу одарённого полководца, и возвели его на самый верх иерархической лестницы Северо-Кавказского имамата.

[AdSense-A]

Как видно, будучи главой тайпа Гендаргеной до начала 40-х гг., Иса получил не только преимущества для „служебного“ роста, но и необычайно выгодные условия для обретения знатности.

Тем временем Шамиль, после тяжелого поражения в Дагестане скрывался в горах Чечни. Известно, что Иса Гендергеноевский был первым, кто вызвался принять его. Однако Шамиль, в качестве гарантий своей безопасности, потребовал прислать к нему заложников. Урусмартановцы направили к Шамилю малолетних детей. Оказавшись в неловком положении, он одарил детей и тотчас же вернул их обратно. Седьмого марта в 1840 году Шамиль прибыл в Урус-Мартан. Вместе с ним в Урус-Мартан прибыли Мааш, Ахмед-хан Муртузалиев, Ташев-Хаджи, Шоип Мулла, Джаватхан и Ахбердил Мухаммед, которые обратились к братьем Гендергеноевским с призывом поддержать восставших. Вечером того же дня в доме Исы Гендергеноевского прошел съезд чеченского народа, на котором Шамиль был провозглашён имамом Чечни и Дагестана.

После объявления имамата и взятия клятвы от чеченцев, Шамиль увел отборные боевые отряды на границу Дагестана, чем создал условия колонизаторам для беспредельничанья в Западной части территории Чечни. Этим создавшимся вакуумом воспользовался захватчик, который совершил крупные военные экспедиции в села: Устрадо-аул, Атага, Чехкара, Гойта, Урус-Мартан, Гехи. После этого войска под командованием генерала Галафеева, 11 июля 1840 года двинулись дальше к Валерику, чтобы предать огню и грабежу очередную жертву. Но к этому времени уже успели подойти некоторые чеченские отряды предводителей Исы Гендергеноевского, Саадулы Гехинского, Исмаил-Дуды и др. В этом в валерикском сражении, где участвовал и поэт М. Лермонтов, которое русские историки сравнивают с Бородинским, чеченцы показали всю красоту лесного боя, который выдержать не способны были ни один генерал как до Галафеева, так и после него. Об этой битве при реке Валерик дореволюционный историк кавказских войн А. Юров писал:

«Если лесной бой принадлежит к числу труднейших операций на войне, то картина боя в вековом чеченском лесу поистине ужасна. Неприятель был невидим, а между тем, каждое дерево, каждый куст грозил смертью».

Генералу удалось сохранить свои позиции. Но сражение при Валерике по своим результатам напоминало Бородинскую битву: поле боя осталось за русскими, но победа им не принадлежала. Кроме того, бой не был закончен, просто противники временно отошли на исходные позиции. От Валерика Галафееву пришлось повернуть свой сильно поредевший отряд и вернуться в Грозную».

Вскоре после этого, братья Иса и Муса Гендаргеноевские разгромили крепость царских войск «Золотая долина», располагавшаяся на окраине Урус-Мартана. Остатки рва, окружавшего её, сохранились до наших дней. Уже в октябре 1840 года Иса Гендергеноевский принял участие в походе на Моздок, согласно плану Шоипа Центороевского, наиб Иса активно перешёл реку Ассу с более одной тысячей горцев и полностью сосредоточил внимание русских на себя. Располагая точными данными объектов нападения, операция была проведена молниеносно. Цель была достигнута. Кумыкский наследний князь Зурхай-1, освобожденный в результате этого набега, писал следующее: «Я присутствовал при разговоре Урус – Мартановского наиба Исы из рода Гендергени. Это был очень волевой человек, который не терпел малодушие. Он всѐ допытывался, почему Чечня и Дагестан не поддерживали Имама Мансура».

[AdSense-B]

Последнее сражение Исы Гендергеноевского состоялось под Дарго в июне 1845 года, где отряды Исы Гендаргеноевского, Уллубия Акинского, Юсуп-Хаджи Алдинского, Ботуки Курчалойского, Саадуллы Гехинского и др. наибов открыли ожесточенную стрельбу по лагерю русских. Для отражения этой атаки Воронцов сформировал особую труппу отпора во главе с генералом Лабинцевым, но она была разгромлена чеченцами. 10 июля им был сформирован другой отряд во главе с генералом Клюги фон Клюгенау. В его задачу входило соединиться с подошедшим к даргинским лесам со стороны Речельского перевала транспортом с продовольствием. На этот отряд двинулись подразделения Исы Гендаргеноевского. К 11 часам ночи отряд Клюгенау, понеся большие потери и потеряв два орудия, соединился с транспортом. Но на обратном пути, он был почти полностью истреблен. «Сухарная экспедиция» закончилась полным провалом. Глубокой ночью генерал Клюгенау в оборванном мундире предстал перед Воронцовым и доложил, что он потерял 1700 солдат и офицеров, убиты генералы Пасек, Викторов. Кривошеин и Ронжевский, весь обоз и артиллерия попали в руки чеченцев. В развернувшемся сражении русские понесли большие потери, были серьезно ранены графы Бекендорф, Гейде, Де-Бальме, князь Эристов, барон Дельвиг, полковники Бибиков и Завалийский, но пробить кольцо окружения им не удалось. К 17 июля остатки войск Воронцова были полностью окружены на левом берегу Аксая между аулами Аллерой и Шовхалберда. И только отряд генерала Фрейтага спас окруженных от полного истребления.

В декабре 1845 г. Иса Гендергеноевский умер от болезни. После смерти лучших наибов, среди которых, разумеется, был и Иса Гендергеноевский, «имам» не выиграл у русских ни одно сражение, да и не с кем было выигрывать, тогда все это имамство покатилось под гору.

--

Ю. М. Эльмурзаев . «Юсуп Нохчуа.  Страницы истории чеченского народа.». — Грозный : Книга, 1993. — С. 57 - 70. Марк Блиев: Россия и горцы Большого Кавказа: на пути к цивилизации. Стр. 472 В. В. Марущенко. Сверный Кавказ: трудный путь к миру — С. 51 Д. Хожаев : Чеченцы в , Русско-Кавказской войне . / Науч. ред. Т. Мазаева. — Грозный —СПб.: «СЕДА». А. Айдамиров - Хронология чеченской истории, с.55.