Все мы так или иначе зависимы, и у каждого из нас есть какие-то пристрастия. Один не может устоять перед сладким, другой проверяет социальные сети каждые пять минут, третий не представляет начала дня без утренней пробежки. Такие привязанности к чему или кому бы то ни было могут быть как поддерживающими, так и пагубными.
1. Наследие предков: зависимость как устойчивая привычка
Нейробиолог Жадсон Брюер, автор нашумевшей книги «Зависимый мозг», на протяжении нескольких десятков лет изучает вопросы лечения самых разных зависимостей. В результате многих исследований он пришёл к выводу, что схема развития любых зависимостей – это, по сути, схема формирования устойчивых привычек. Она одинакова как когда вы практикуете что-то нужное, так и когда откровенно вредите сами себе. И с этим мнением соглашается всё больше других представителей науки.
Когда кому-то сложно отказаться от мороженого с любимым вкусом, навязчивого просмотра новостей в социальных сетях или сигареты, то на деле каждый из этих людей демонстрирует результаты одного из самых древних процессов обучения. Это умение, свойственное огромному количеству биологических видов, начиная с тех, кто обладает самой примитивной нервной системой. Ещё в прошлом веке прославленный бихевиорист Б. Ф. Скиннер разработал простую модель, которая оказалась применима к самым разным ситуациям для объяснения того или иного поведения и впоследствии стала частью концепции «оперантного обусловливания».
Суть её очень проста: мы тянемся к тем стимулам, которые ассоциируем с чем-то приятным (положительное подкрепление), и стараемся избегать тех, с которыми возникли неприятные ассоциации (отрицательное подкрепление). Доктор Брюер в своём выступлении для TED приводит очень наглядный пример того, как этот механизм работает. Предположим, человек проголодался и видит пищу, которая его привлекает. Мозг тут же подключается и подаёт сигнал: «О, это же калории, они нужны тебе, чтобы выжить, срочно это съешь!» Если вкус этой пищи понравился, да ещё и компания была приятная, то организм даёт мозгу обратную связь: «Запомни, что ты съел и где мы это взяли». Весь процесс и связанный с ним опыт фиксируется в памяти, чтобы впоследствии быть воспроизведённым снова и снова. Голод и вид пищи становится триггером – некой «пусковой кнопкой», которая подталкивает к действию «поесть», и связан он с приятными ощущениями. Рано или поздно мозг «приходит к выводу», что можно не только запоминать местонахождение вкусной пищи, но и есть с целью почувствовать себя лучше. Так появляются другие связи: например, шоколадка поднимает настроение в момент грусти, а булочка, что пахнет как бабушкина из детства, помогает отвлечься от стресса на работе. Теперь триггер – это какие-то неприятные переживания, которые выступают эмоциональным сигналом к еде вместо сигнала о голоде. А дальше уже совсем несложно оказаться в рядах людей с пищевой зависимостью.
2. Дофаминовая засада
В 1953 году Джеймс Олдс и Питер Милнер, учёные из Монреаля, столкнулись с необычным явлением. При помощи электрического тока они пытались активировать ту зону мозга подопытных крыс, которая предположительно отвечала за страх. Все животные стремились всеми возможными способами избежать электрических разрядов. Однако крыса Олдса и Милнера неизменно возвращалась туда, где получала разряд. Более того, получая «вознаграждение» электричеством, испытуемая была готова отказаться от еды – в буквальном смысле сносить пытки и рисковать собственной шкурой. Так почти случайно была открыта новая структура мозга, которую назвали центром удовольствия – потому что решили, что к такому поведению может привести только блаженство.
Эксперимент продолжил на людях Роберт Хит: он подключил электроды к мозгу пациентов и дал им возможность самим стимулировать «центр удовольствия». Люди вели себя точно так же, как крысы в предыдущем эксперименте: неистово нажимали на кнопку подачи тока, отказывались от привычных нужд вроде пищи и даже агрессивно реагировали, когда прибор у них пытались забрать. Хит также пришел к выводу, что только чувство эйфории может заставить действовать таким образом, и подтвердил наличие центра удовольствия не только у животных.
Однако на самом деле исследователи обнаружили не центр удовольствия, а то, что современные нейробиологи называют системой подкрепления. Это та часть мозга, которая побуждает нас к действию и потреблению.
Как это работает? Когда мозг видит возможность получить награду, он выделяет нейромедиатор дофамин. Дофамин помогает нам ощутить прилив сил, сосредоточиться на этой награде и во что бы то ни стало получить её. Позднее, в 2001 году, нейробиолог Стэнфордского университета Брайан Кнутсон доказал, что дофамин отвечает за предвкушение награды. Он никак не связан с удовольствием от результата, а приятные переживания победы регистрировались вообще в других нервных центрах.
Так естественный механизм выживания для современного человека становится ловушкой, когда речь идёт о зависимостях. Несколько раз получив позитивное подкрепление каких-то своих действий, мы в конечном счёте попадаем в замкнутый круг бесконечного ожидания чувства радости награды, и это то, что держит нас на крючке собственных пагубных пристрастий.
3. Шаги к избавлению от зависимости
Понимая, как возникает зависимость, мы можем посмотреть на свои привязанности и привычки немного иначе, а также отличить одно от другого. Например, Жадсон Брюер успешно применяет в своей практике специальные медитативные программы. Первое, что он рекомендует, – это разобраться в том, какие привычные действия больше похожи на зависимость. А один из показателей – это не только неуёмная тяга к чему-либо, но и огромное сопутствующее чувство тревоги. Чтобы справиться с зависимостью, необходимо осознать все связанные с ней чувства и понять те истинные желания, что стоят за тягой к тому, что вас разрушает. Доктор Брюер разработал модель РАПИО (распознать-принять-исследовать-отметить), которую предлагает использовать каждый раз, когда вы ловите себя на тяге к чему-либо, от чего на самом деле хотите избавиться. Вот какие шаги необходимо проделать:
ШАГ 1. Во-первых, распознать, когда сильное желание начинает подступать, и постараться (например, при помощи самонаблюдения или медитации) расслабиться.
ШАГ 2. Посмотреть на свою тягу к действию как на прилив волны. То есть принять своё желание таким, какое оно есть, словно со стороны, при этом не пытаться игнорировать его, отвлечься или что-то предпринять. Полезно найти какое-то обозначение своему состоянию, например кивнуть или произнести какую-то короткую фразу вроде «ага, начинается» или «вот оно».
ШАГ 3. Исследовать свои чувства, наблюдая за тем, как желание нарастает. На этом этапе главным помощником станет вопрос: что чувствует мое тело и разум прямо сейчас?
ШАГ 4. Отметить то, что вы чувствуете физически и эмоционально с каждым последующим моментом и по мере того, как одно состояние сменяется другим.
Конечно же, это не единственный способ справиться с деструктивными пристрастиями, и часто для того, чтобы избавиться от зависимости, требуется проделать большую и разностороннюю работу над собой, не пренебрегая помощью специалистов. Но суть в том, что наш мозг путает обещание награды с гарантией счастья, и мы пытаемся найти удовлетворение в тех вещах, которые на деле его не дают. И первое, что можно сделать тогда, когда дофамин стимулирует к действию, – это подключить осознанность и разобраться в своих чувствах, понять, в чём мы нуждаемся на самом деле. И тогда-то дофамин, стремление к цели и ожидание награды уже становятся тем, что помогает мотивировать себя и других.
Источник: How To Green