Работа туалетов — проблемная тема для Индии. Если в городе и есть некое подобие канализации, то оно зачастую представляет собой трубу или канаву, по которой текут нечистоты. Чистят это нехитрое сооружение буквально вручную: рабочие выгребают то, что осталось в трубах, ведрами и выливают неподалеку. У них нет никакой защитной экипировки: каждый год от отравления токсичными газами и травм гибнут сотни чистильщиков. Ежедневный быт уборщиков нечистот — в галерее.
Джони 26 лет. Он живет в городе Газиабад, штат Уттар-Прадеш, и работает далеко не на самой престижной работе — каждый день ему приходится лезть в канализацию и чистить ее. Такую профессию он не выбирал — у него просто не было альтернативы.
Джони не повезло родиться в семье далитов, или так называемых «неприкасаемых», — представителей низшей касты в Индии, которые занимаются самой грязной работой и терпят предвзятое отношение окружающих. Неприкасаемые не имеют права общаться с представителями более высоких каст и даже касаться их вещей. Несмотря на то что дискриминация по кастовому признаку официально запрещена в Индии, членов низших каст могут избить или даже убить за нарушение установленных порядков.
Работа чистильщика канализации не только неприятна, но и опасна. По данным правительства, начиная с 2017 года каждые пять дней во время работы умирает один человек. С 2008 по 2018 год в канализации погибли 573 чистильщика.
За свою опасную работу чистильщики канализации получают от 7,5 тысячи рупий до 10 тысяч рупий в месяц (от 7,1 тысячи рублей до 9,5 тысячи рублей). Частные подрядчики получают 500 рупий за сутки работы (477 рублей).
Надсмотрщик за чистильщиками Ратендер Джахан признался, что многие его подопечные страдают от проблем со зрением, респираторных и кожных заболеваний.
Бридж Мохан проработал чистильщиком 32 года. Врачи диагностировали в его организме высокое содержание мочевой кислоты. Сам Мохан уверен, что ожоги появились из-за того, что он надышался токсичными газами за годы работы в канализации.
Молодые чистильщики полностью выкладываются на работе в надежде, что их старания отметят повышением зарплаты. Их пожилые коллеги лишь грустно вздыхают: они знают, что большая часть этих денег уйдет на лечение заболеваний, приобретенных из-за каторжной работы. Многие работают до изнеможения и не просят товарищей сменить их в трубах до последнего. Это приводит к обострениям заболеваний, обморокам и смертям. Дети и жены остаются без кормильца.
9 сентября в Дели произошел всколыхнувший и так напряженное сообщество чистильщиков случай. Начальник заставил шестерых рабочих, младшему из которых было 19 лет, а старшему — 26, вычистить септик, не выдав им ничего, кроме тросов. Пять из шести чистильщиков задохнулись и погибли. Всего в минувшем сентябре скончались 96 рабочих.
Люди вышли на улицы с плакатами и горящими бочками. Они называли происходящее «индийским холокостом» и просили остановить волну бессмысленных смертей.
Протесты ни к чему не привели. Ручная чистка канализации и так официально запрещена властями страны с 1993 года. Но за соблюдением закона почти не следят: благополучие низшей касты никого не волнует.
В 2017 году президентом Индии второй раз стал представитель касты неприкасаемых Рам Натх Ковинд. Но этот факт, скорее всего, никак не скажется на будущем Джони и его коллег: основные политические решения принимаются правительством во главе с премьер-министром, но не президентом.
Во многих городах Индии канализация объединена с ливневыми стоками. Во время сезона дождей они засоряются, и чистильщикам приходится выгребать свалившийся в них мусор. Также люди нередко сбрасывают в канализацию твердые отходы: использованные подгузники, прокладки и презервативы. Они соединяются в ком, который приходится разбивать молотками.
Чистильщики работают без масок, защитной одежды и перчаток. Из всей экипировки у них только ремень с веревкой, чтобы коллеги могли поднять их наверх из люка, если они вдруг начнут задыхаться из-за невыносимого запаха и токсичных газов.
В конце ноября известный болливудский актер Амитабх Баччан потратил шесть миллионов рупий (5,6 миллиона рублей) на закупку 25 небольших ассенизаторских машин и одной грузовой машины. Актер надеется, что так получится избежать новых смертей и сделать работу таких, как Джони, чуть менее невыносимой.