Во имя Аллаха Милостивого Милосердного, Хвала Аллаху Господу Миров, сказавший в Своей ясной книге: "И вставайте пред Аллахом покорными", и про молитву: "Поистине она тяжела, кроме как для смиренных", и мир и благословение предводителю всех богобоязненных и господину покорных - Мухаммеду, посланнику Аллаха, всему его роду, и сподвижникам.
Предисловие
Поистине намаз является самым великим из практических столпов Ислама, а смиренность в нем - религиозным требованием. И когда Иблис - враг Аллаха пообещал себе сбить род Адама и искусить их, он сказал: "Я приду к ним спереди и сзади, справа и слева", и отвращение от намаза стало его самой большой кознью, и он добивается этого любыми методами и наущениями, чтобы лишить их чувства сладости этого поклонения, и потери ими награды и воздаяния за молитву.
И когда большинство людей покорилось в этом шайтану, смирение исчезло, а судный день недалек, для этого соответствуют слова Хузайфы (д.д.и.А.): "Первое, что вы потеряете в вашей религии - это смирение, а последнее - намаз, и может даже в молящемся не будет добра, а когда входишь в мечеть, то почти невозможно будет увидеть смиренного". ("Аль-Мадаридж" 1/521).
И человек замечает у себя и вокруг, кто находится возле него, жалующихся на наущения шайтана в намазе и утраты смиренности. И тут уже обстоятельства требуют договорить об этой теме, чтобы напомнить и себе и братьям мусульманам, и да поможет мне Аллах. Великий Аллах сказал: "Преуспели верующие, которые в молитвах своих смиренны", то есть боязливы, неподвижны.
"И само слово "Смиренность" означает - спокойствие, неподвижность, кроткость, скромность, и на все это побуждает страх перед Аллахом и Его видением". ("Тафсир ибн Касир" типография "Дар аш-ша?б" 6/414).
Также "Смиренность" - это когда сердце находится перед Аллахом покорно "Чувствуя свою ничтожность перед ним" ("Аль-Мадаридж" 1/520).
От Муджахида рассказывают, что в аяте "И выстаивайте перед Аллахом покорными", в слово покорность входит: стояние, смиренность, опускание глаз, мягкость, и ко всему этому побуждает страх перед Аллахом. ("Тазым кадр ас-соля" 1/188).
Смиренность произрастает в сердце, а плоды его проявляются на органах. Потому, что органы подвластны сердцу и когда смиренность исчезает из-за небрежности или наущения шайтана, сама покорность, которая должна проявляться на органах тоже исчезает, и сердце подобно королю, а органы его войску, они ему повинуются и от его приказа исходят. А когда его сместят, то есть сердце теряет покорность, то его подданные погибают, в данном случае органы. А что касается внешнего проявления смиренности - то оно ненавистно. Так как у искренности есть свои признаки.
[AdSense-A]
Фадыль ибн Ияд сказал: "Считалось непристойным, когда человек показывал смиренности больше, чем она могла быть у него в сердце". Некоторые, видя человека принявшего смиренную позу, говорили: "Эй ты, смиренность вот здесь" и указывали на грудь, "а не здесь" указывая на плечи. ("Аль-Мадаридж" 1/521).
Ибн Кайм (д.с.н.А.) говорил, объясняя разницу между религиозной и лицемерной смиренностями: "Смиренность веры - это когда сердце смиренно Аллаху, Его возвеличиванием, почитанием, уважением, страхом пред Ним, скромностью, и оно разрывается на части от боязни пред Ним, стыда и любви, свидетельствуя о благах Аллаха и Его мести и сердце, несомненно, покоряется Аллаху, и за ним также покоряются остальные части тела. А что касается лицемерной смиренности, то она притворно проявляется на теле, обременяя себя этим, в то время как в сердце ее нет. И некоторые сподвижники говорили: "Прибегаю к Аллаху от лицемерной смиренности", а когда их об этом спрашивали, они говорили, что это смиренная поза, а не смиренное сердце. У покорившегося Аллаху раба, огонь страстей затухает, дым оставшийся в груди рассеивается, и она проясняется, в ней зажигается свет величия и умирают страсти из-за боязни и уважения, части тела успокаиваются, сердце обращенное к Аллаху доверяется Ему и вспоминает Его в спокойствии ниспосланным ему от Господа его, и оно становится покорным Ему, а покорившийся он спокоен, так как в слове "аль-хабт" означающее покорность в основе лежит значение "Низина, низменность", а это земля в которой застаивается вода. Также и покорное Аллаху сердце, оно повиновалось и утвердилось, как эта земля, в которую стеклась вода и осталась там. И признаки этого, как земной поклон, совершаемый Аллаху, возвеличивая тем самым Его и чувствуя свою ничтожность пред Ним, покорно находясь перед Ним, не поднимая головы до самой встречи с Ним. А горделивое сердце оно подобно холму, откуда вода постоянно стекает. Это было объяснение смиренности веры. А что касается лицемерного смирения или проявления нерадивости в этом, это когда органы объективно указывают на это своей деланностью и показухой, а внутренняя среда похожа на блудную женщину, полную страстей и желаний. Объективно он конечно же смиренен, но внутри него ядовитая змея и хищный зверь, ожидающие свою добычу". ("Китаб Аррух").
Смиренность в намазе достигается, когда сердце открыто для нее, занято ею, предпочитает ее всему остальному, и только тогда намаз будет ему отдыхом, радостью, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Моя радость это намаз". ("Тафсир ибн Касир" 5/456, этот хадис у Ахмада в "Муснаде" 3/128, он же в "Сахих аль-Джамиг" 3124). И Аллах упомянул смиренных мужчин и женщин в описаниях своих лучших рабов и сообщил, что Он приготовил для них прощение и великую награду. (Сура Сонмы 35). Также пользу, которую дает смиренность, это то, что она облегчает рабу само выполнение намаза.
Великий Аллах сказал: "И обратитесь за помощью к терпению и молитве, ведь она великая тягота, но только не для смиренных." (Корова 45) т.е. проблематичность намаза и его трудность существуют, но только не для смиренных. ('Тафсир ибн Касир" 1/125). Смиренность это великое дело, ее можно легко потерять, редко увидеть, особенно в наше время, тем более когда недалек конец света.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Первое что исчезнет в этой умме это смиренность, что даже невозможно будет увидеть ни одного смиренного." (Хайсами об этом рассказал в "Аль-Муджма" 2/136, Табарани рассказал этот хадис в "Аль-Кабир" и его иснад (цепочка передатчиков хадиса) хороший и этот же хадис в "Сахих ат-Таргиб" Х°543 и сказано - достоверный).
Некоторые саляфы (предшественники, следовавшие пути пророка) говорили: "Намаз подобен рабыне, которую преподносят в дар царю всех царей и что можно подумать про того, кто преподносит ее или парализованной, или косой, или слепой, с отрубленными конечностями рук или ног, больную, некрасивую или уродину, или вообще мертвую (усопшей)? Так что же тогда с намазом, которым раб приближается к Аллаху? Ведь Аллах хороший и принимает только хорошее, а намаз, в котором нет души не считается благодеянием, как и освобождение мертвого раба - не есть хорошее освобождение". ("Аль-Мадаридж" 526).
Решение по поводу смиренности
Более достоверным считается, что смиренность в намазе является обязательной. Шейх ислама Ибн Таймия (д.с.н.А) сказал: "Великий Аллах говорит: "Обратитесь за помощью к терпению и молитве, ведь она великая тягота, но только не для смиренных". И это вызывает порицание несмиренных, а порицание заслуживает тот, кто оставляет ваджиб или совершает харам (запретное) и если несмиренные, порицаемы, то это указывает на ее обязательность. Также на ее обязательность указывают слова Всевышнего: "Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны" до слов: "Это они наследники наследующие рай, они в нем прибудут вечно." Аллах Свят Он и Велик, сообщает нам, что это они унаследуют рай - Фирдаус (Высшая степень рая) и не унаследуют другие помимо них. И если смиренность в намазе является обязательной, то это включает в себя спокойствие и покорность, и кто выполняет намаз как клюющая ворона, без смиренности в земном поклоне, и также не поднимает головы в поясном поклоне не утвердившись в стояние перед опусканием, он не считается спокойным, т.к. спокойствие проявляется в ее самой сущности, а кто неспокоен - тот не смиренен в поясном и земном поклонах, а кто не смиренен тот ослушивающийся и грешник. Также на обязательность смирения указывает, что пророк (да благословил его Аллах и приветствует) обещал наказание оставившим ее, например: "Тот, кто поднимает свой взор к небу, т.к. это движение является антиподом положения смиренного" ("Маджму аль-Фатава" 22/553- 558).
И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о достоинстве смиренности и наказании того, кто ее не выполняет, сказал: "Пять намазов Аллах сделал обязательными, и кто должным образом совершит омовение и выполнит их в свое время полноценно совершит руку (поясной поклон), он берет с Аллаха обещание, что Он ему простит грехи, а кто не сделает, у того нет с Аллахом договора, если Он пожелает, простит его, а если не пожелает, накажет." (Хадис рассказал Абу Дауд 425 и он в "Са-хих аль-Джамиг" 3242 ).
Также пророк о достоинстве смиренности сказал: "Кто хорошо выполнит омовение и совершит два ракаата, обратившись в молитве сердцем и лицом (в других преданиях сказано: "Не разговаривая с самим собой"), ему простят грехи, которые он совершил (т.е. маленькие). (В другом придании: "Ему воздадут за это раем.") (Имам Бухари, типография "Альбага" №158 и Насаи 1/95). И во время исследования причин смиренности в намазе нам проясняется, что они делятся на две категории: 1) приобретение того, что дает возможность получить эту смиренность и укрепить; 2) устранение причин удаляющих ее и делающие ее слабой.
Про которые шейх Ислама Ибн Таймия (д.с.н.А.) объясняя что помогает обрести смиренность сказал: ''Помогает этому две вещи, сила обстоятельств и уменьшение помех: 1. Сила обстоятельств: это когда человек старается осмыслить, что он говорит и совершает, задумывается над чтением, поминанием Аллаха, представляет мысленно, что он разговаривает с Аллахом, как будто он Его видит, т.к. молящийся когда стоит, он беседует с Аллахом. А ихсан (благодеяние) это: "Чтобы ты поклонялся Аллаху как будто бы ты Его видишь, а если ты не видишь, то поистине Он видит тебя," И всякий раз когда человек чувствует сладость намаза, это еще больше его притягивает, но это смотря на силу имана (веры). И причин укрепляющих смиренность много, поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: "Мне привили любовь в этом мире к женщинам и благовониям, а моей радостью сделали намаз." В другом хадисе сказано: "Успокой нас намазом, о Билял" но не сказано: "Дай нам отдохнуть от намаза."
2. Устранение препятствий. Это старание оттолкнуть, что занимает сердце мыслями человека о том, что его не должно касаться, и размышлять о прелестях, которые можно получить в намазе, это должно быть в каждом в отдельности. А большинство наущений происходит из-за множества сомнительностей и страстей, к которым сердце приковано любя их, и ища, и нежелательностей, которых хочется оттолкнуть. ("Маджму аль-Фатава" 22/606-607.) И основываясь на этих категориях, мы предлагаем вам некоторые причины для смиренности в намазе.
Первое: Забота над тем, что может помочь приобрести смиренность и укрепить ее. Это постигается некоторыми причинами:
1. Подготовка к намазу
Это совершается некоторыми делами, из них: повтор за муэдзином, выполнение дуа (прошения) переданных от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) между икаматом и азаном, тщательным совершением омовения и упоминания имени Аллаха перед этим, зикр и дуа после совершения омовения, использование зубочистки, т.е. очищение рта, посредством которого будет читаться Коран. В хадисе сказано: "Очищайте ваши уста для Корана". (Хадис рассказал Аль-Баззар - в книге "Кашф аль-Астар" 1/242, и Хайсими сказал: "Рассказчики хадиса доверенные люди" 2/99. и Альбани сказал: "С хорошим иснадом" в "Ас-Сахих" 1213).
Также надевание лучшей и чистой одежды. Всевышний Аллах сказал: "О сыны Адама берите свои украшения во время каждого прихода в мечеть" и Аллах более чем кто-либо достоин, чтобы перед Ним наряжались также хорошая одежда пахнущая благовониями дает этому человеку душевное спокойствие, в отличии от того, кто одевает пижаму или рабочую одежду. Также подготовка к намазу это закрытие аурата (постыдных мест), очищение грязи, ранний приход в мечеть, ходьба в мечеть со спокойствием и достоинством, не скрещивание пальцев рук и ожидание намаза, и также выравнивание рядов, т.к. шайтан отыскивает свободное пространство между рядами.
2. Спокойствие в намазе
Пророк (да благослови его Аллах и приветствует) успокаивался (в намазе) пока каждая кость не возвращалась на свое место. И приказал человеку плохо совершающему намаз следовать этому, сказав: "Ни одна молитва ни одного из вас не будет полноценной, пока не сделает этого." (Абу Дауд 1/536 №858).
Абу Катада от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передал, что он сказал: "Самый худший вор, это тот, который ворует из своего намаза". Он сказал: "О посланник Аллаха, как можно воровать в своем намазе?" он ответил: "Не полное совершение поясного и земного поклонов." (Хадис рассказал Ахмад и Хаким 1/229 он же в "Сахих аль-Джамиг" 997). От Абу Абдуллы аль-Ашъари передали, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Тот, кто не полностью совершает поясной поклон и выполняет земной поклон подобно клюющему, похож на изголодавшегося, который кушает один финик или два финика, Но они его не насыщают." (Хадис рассказал Ат-Табарани в "Аль-Кабнр" 4/115 и в "Сахих аль-Джамиг" сказано - хороший). И тот, кто не успокаивается в своем намазе, не может быть смиренным, т.к. в смиренности не может быть спешки, а в поисках награды Аллаха не может быть "Клевания вороны".
3. Вспоминание смерти в намазе
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Вспоминайте смерть в намазе, ведь поистине человек, когда вспоминает смерть в намазе, он вынужден выполнять свой намаз в лучшем виде, и будет молиться подобно тому, кто не доживет до следующего". ("Цепочка достоверных хадисов" Шейха Альбани 1421 и от Ас-суюты передали, что Хафиз ибн Хаджар считал этот хадис хорошим).
И на аналогичный смысл этого хадиса также указывает завещание пророка (да благословит его Аллах и приветствует) переданный Абу Аюбу (д.д.и.А.): "Когда ты стоишь в намазе, то совершай его подобно покидающему этот мир". (Хадис рассказал Ахмад 5/412 он же в "Сахих аль-Джамиг" №742).
То есть совершай молитву подобно тому, кто уверен, что не доживет до следующей. И когда молящийся будет знать, что умрет, а это неминуемо случится, то будет намаз, который будет его последним и он будет его смиренно выстаивать, но ведь он не знает, а может это и есть его прощальный намаз.
4. Размышление над читаемыми аятами и остальными зикрами намаза и их взаимодействия
Коран был ниспослан для размышления. "Книгу Мы ниспослали тебе благословенную для размышления над ее знамениями, и пускай же размышляют обладающие умом." Но размышлять невозможно без соответствующих знаний о его смыслах, и вот тогда можно вдумываться, и тогда это оставит след и заставит плакать. Великий Аллах сказал: "И те, которым напоминают про знамения их Господа, они не падут в ниц глухими и слепыми".
Здесь разъясняет важность знания тафсира (толкования). Ибн Джарир (д.д.и.А.) сказал: "Я удивлюсь тому человеку, который читает Коран и не знает его толкования, как он может тогда наслаждаться его чтением?" Также что помогает размышлению - это многократное повторение аятов и их смыслов. Было передано, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) простоял ночь, повторяя один аят до утреннего намаза, это - "Если Ты их накажешь, то поистине они Твои рабы, а если простишь, поистине Ты - Могущественный, Мудрый". (Хадис рассказал Ибн Ху-займа 1/271, Ахмад 5/149 он же в книге "Сыфа ассоля" стр.102).
Также, что помогает размышлению хадис Хузайфы, он сказал: "Однажды ночью совершал намаз с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и он читал вслух, и когда он доходил до аята, в котором было восхваление Аллаха, он восхвалял, когда доходил до прошения, он просил, а когда доходил до прибегания (от шайтана и наказания) то прибегал". (Хадис рассказал Муслим № 772).
В другом предании: "Однажды ночью совершал намаз с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и когда он доходил до аята милости, просил; когда доходил до аята наказания прибегал к Аллаху, а когда доходил до аята, в котором очищение Аллаха - восхвалял". ("Тазым кадр ас-соля" 1/327).
Эти хадисы пришли по поводу ночного намаза. Также было передано, что один из сподвижников Катада ибн Нуъман стоял ночью совершая намаз и читал: "Скажи, Он Аллах Един" повторяя это многократно не переходя к следующим аятам. (Хадис рассказал Бухари в "Фатх аль-Бари" 9/59 и Ахмад 3/43). Сайд ибм Убайд Аттай сказал: "Я слышал как Сайд ибн Джубайр в месяц рамадан будучи имамом повторял этот аят: "И они узнают, когда оковы будут на их - шеях и на цепях их потащат. В кипятке, потом в огне их сожгут". Касим сказал: "Я видел Сайда ибн Джубайра проводящего ночь в молитве и читающего: "И бойтесь дня, когда вернетесь вы к Аллаху, и каждая душа получит сполна что заработала" повторив это больше 20 раз".
Один человек из племени Кайс, которого называли Абу Абдулла, сказал: "Однажды мы ночевали у Хасана, ночью он встал и начал молиться, не переставая повторять этот аят до рассвета: "А если вы начнете считать милости Аллаха, вы не сможете сосчитать" и когда наступило утро мы спросили: "О Абу Сайд! Ты не переходил к другим аятам кроме этого". Он сказал: "Я вижу в нем назидательный пример и куда бы ни посмотрел, везде вижу милости Аллаха, а неизведанных милостей Аллаха больше". (Книга имама Курту он "Ат-Тизкар" стр. 125).
А Харун ибн Рабаб аль-Асизи вставал на ночной намаз и повторял этот аят: "Они сказали: "О если бы мы не отвергали и не считали ложью знамени нашего Господа, а были бы из числа верующих" плача до утра. Также, что помогает размышлению - это заучивание Корана и различных зикров в разных столпах намаза, для того, чтобы вдумываться во время чтения и упоминания. И нет сомнения, что это дело, то есть размышления, вдумывание в смысл, многократное повторение и их взаимодействия являются одними из самых больших вещей, помогающих приобрести смирение, как сказал Всевышний: "И они падают ниц и плачут, и это увеличивает их смиренность". Дальше предлагаем трогательный рассказ, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) размышлял и был смиренен, с комментариями об обязательности размышления над аятами. От Ата передано, что он сказал: "Однажды я и Убайд ибн Умайр пришли к Айше (д.д.е.А.) и Ибн Умайр сказал: "Расскажи нам о самой удивительной вещи, увиденной тобой у пророка (да благословит его Аллах и приветствует)". Тогда она заплакала и сказала: "В одну из ночей он встал на ночной намаз и сказал: "О Аиша, оставь меня, я хочу поклониться своему Господу", тогда я сказала: "Клянусь Аллахом, я люблю быть рядом с тобою и люблю то, что тебя радует", потом он встал, совершил омовение и стал молиться, и не переставал плакать, пока от слез не намочился его подол, и не переставал плакать, пока пол не стал мокрым, затем пришел Билял, оповещая его о приближении молитвы, и когда он увидел его плачущим, сказал: "О посланник Аллаха, ты плачешь в то время, когда Аллах простил тебе прошлые и будущие грехи", он ответил: "Разве я не должен быть благодарным рабом? И сегодня ночью мне были ниспосланы аяты и горе тому, кто их прочтет и невдумается в их смысл: "Поистине в создании небес и земли...". (Хадис рассказал Ибн Хиббан и упомянул об этом в цепочке достоверных хадисов № 68 и его иснад хороший).
Также слово "аминь", после чтения суры "фатиха" является ответом на призыв этой суры, в нем большая награда и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда имам говорит "аминь", вы тоже говорите это, ведь кто соглашается с его словом - «аминь", тот соглашается с ангелами, и ему простятся совершенные грехи". (Аль-Бухари № 747). И слова после поясного поклона "Наш Господь хвала Тебе", в ответ на слова имама (Услышал Аллах тех, кто Его восхвалил), в них большая награда. Рифаъа ибн Рабиъа Аззарки сказал: "Однажды мы молились позади пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и когда он поднял голову после поясного поклона сказал: "Услышал Аллах, кто Его восхвалил", и один человек сзади произнес: "Наш Господь хвала Тебе многократно, хорошей хвалой, благословенной в ней". И когда закончилась молитва пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "Кто это сказал?". Этот человек ответил: "Я". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Я видел больше 30 ангелов, и каждый хотел записать эти слова первым". (Бухари книга "Фатх аль-Бари" 2/284).
5. Остановка после каждого аята
Так как это более доступно для понимания, размышления и это является сунной пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как упомянула об этом Умма Салма (д.д.е.А.) о чтении посланника (да благословит его Аллах и приветствует): "Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного", в другом придании пришло, что он останавливался, затем говорил: "Хвала Аллаху Господу миров. Милостивому Милосердному", в другом придании сказано, что он останавливался, затем говорил: "Царю в день суда" и читал по одному аяту с остановкой. (Абу Дауд № 4001, Альбани подкорректировал хадис и это в книге "Аль-Ирва" и указал каким путем хадис дошел, 2/60). И остановка в начале аятов есть сунна, даже если они связаны друг с другом по смыслу.
6. Чтение Корана нараспев и украшение голоса при этом
Всевышний сказал: "И читай Коран нараспев". И чтение пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было ясным, буква в букву. ("Муснад" Ахмада 6/294 с достоверным иснад ом). И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) когда читал суру, он читал ее на распев, и она казалась длиннее той суры, которая была длиннее ее. (Хадис рассказал Муслим № 733). И чтение нараспев, а также вслух более доступно для понятия и смиренности, в отличие от торопливого чтения.
Приобрести смиренность также помогает украшение интонацией голоса, как на то указывают пророческие заповеди, из них слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Украшайте Коран своими голосами, поистине красивый голос добавляет красоты Корану". (Хадис рассказал Хаким 1/575 и он же в "Сахих аль-Джамиг" №3581).
Под украшением голоса не подразумевается долгое протягивание голоса или мелодичное чтение, как это делают нечестивцы, а его чтение с грустью, как сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Самый красивый голос при чтении Корана тот, который если его услышав, думают что читает богобоязненный." (Хадис рассказал Ибн Маджа 1/1339, он же в "Сборнике достоверных хадисов" № 2202.)
7. Знание того, что Аллах отвечает в намазе
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах Могуч Он и Велик сказал: "Я поделил намаз между Собой и Моим рабом на две половинки, и Моему рабу дам, что он просит". Когда раб скажет: "Хвала Аллаху Господу Миров", Аллах говорит: "Мой раб Меня похвалил", а когда говорит: "Милостивому Милосердному". Аллах говорит: "Мой раб Меня восхвалил", когда говорит: "Царю в день Суда", Аллах говорит: "Мой раб Меня превознес", когда он говорит: "Тебе мы поклоняемся и у Тебя мы просим помощи", Аллах скажет: "Это между Мной и Моим рабом, и Моему рабу то, что он просит", а когда он говорит: "Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех которые находятся под гневом и не заблудших", Аллах скажет: "Это Я даю Своему рабу, и Моему рабу то, что он просит". (Муслим раздел "Книга намаза", пункт "Обязательность чтения суры Фатиха в каждом ракаате" № 395).
[AdSense-B]
Это очень большой и значимый хадис и если каждый молящийся будет его мысленно представлять, у него будет совершенное смирение, и увидит какой большой след оставляет эта сура, и как же может быть по иному, когда молящийся чувствует, что он разговаривает со своим Господом и Аллах дает ему, что он просит. И мы должны оказывать глубочайшее уважение разговору с Аллахом и по настоящему ценить его.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Каждый из вас, когда встает на молитву, он начинает разговаривать со своим Господом и пусть он посмотрит, как он разговаривает". (Книга Хакима "Аль-Мустадрак" 1/236, он же в "Сборнике достоверных хадисов"№ 1538).
8. Выполнение намаза перед прикрытием и близко от него
Из полезных поступков помогающих приобретению смиренности в намазе - это соблюдение прикрытия и подобное выполнение намаза, так как если прикрытием является стена, то бросить взгляд дальше нее нельзя и это также является защитой от шайтана и молящийся более защищен от прохода людей перед ним, так как все это мешает молящемуся и умаляет его награду.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Когда кто-либо из вас молится, то пускай молится перед прикрытием и приблизится к нему". (Хадис рассказал Абу Дауд № 1695/446 и он же в "Сборнике достоверных хадисов" № 651).
Стояние вблизи прикрытия заключает в себе большую пользу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: "Когда любой из вас молится перед прикрытием, пусть стоит близко к нему, чтобы шайтан не прерывал его намаз" (Абу Дауд № 1695/446 № 650).
И по сунне, расстояние между молящимся и его прикрытием должно быть в три локтя, а в земном поклоне - свободный проход овцы, как на это указывают достоверные хадисы (Смотрите книгу "Фатх аль-Бари" 1/574, 579 имама Бухари). И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) наказал молящемуся преградить путь тому, кто хочет пройти между ним и его прикрытием, сказав: "Когда кто-либо из вас молится, пусть преградит путь тому, кто хочет пройти перед ним и оттолкнет его насколько сможет, а если тот откажется, то пусть воюет с ним, поистине это шайтан". (Муслим 1/260, он же в "Сборнике достоверных хадисов" № 755).
Имам Навави говорит: "Мудрость прикрытия заключается в том, что оно не дает далеко бросить взгляд вперед, не дает пройти стоящему рядом перед ним и удерживает шайтана от прохождения перед ним и принятию им попыток для срывания его намаза". ("Шарх сахих" Муслим 4/216).
9. Положение рук на груди, правую на левую
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), когда вставал на намаз клал правую руку на левую (Муслим № 401) и размещал их на груди (Абу Дауд № 759, смотри - "Ирва аль-Галильи 2/71).
Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине нам пророкам было велено класть правую руку на левую во время молитвы" (Хадис рассказал Табарани в "Муджа аль-Кабир" № 11485. Хайсими сказал: "Это рассказал Табарани в "Аль-Аусат" и рассказчики этого хадиса - рассказчики достоверных хадисов "Аль-Муджмаъ"3/155").
Имама Ахмада спросили, что подразумевается под положением одной руки над другой во время стояния (в намазе). Он ответил: "Так проявляется покорность, когда ты находишься перед могущественным Аллахом". (Ибн Раджаб "Смиренность в намазе" стр. 21).
Ибн Хаджар сказал: "Ученые говорят, что мудрость такой позы рук, это характерное качество положения покорного просящего, и это положение удерживает от всяких нарушений и оно более близко к смиренности". ("Фатх аль-Бари" 2/224).
10. Смотрение на место земного поклона
От Айши передано, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) когда молился, склонял голову и бросал взгляд на землю. (Хадис рассказал Хаким 1/479 и сказал, что хадис достоверный, подходящий под условия Бухари и Муслима и с ним согласился шейх Альбани в книге "Сыфа ассоля" стр. 89). А когда входил в Каабу, он не переставал (в намазе) смотреть на место земного поклона, пока не выходил оттуда. (Хадис рассказал Хаким в "Аль-Мустадрак" 1/479 и сказал: "Достоверный хадис подходящий под условия Бухари и Муслима" и с ним согласился Захаби, а Альбани сказал: "Так оно и есть". "Ирва аль-Галиль" 2/73). "А когда садился на "ташахуд", то смотрел на свой указательный палец, двигая им, как было передано от него (да благословит его Аллах и приветствует). Также, во время "ташахуда" он указывал пальцем, который следовал за большим на Киблу и бросал свой взор туда". (Хадис расрассказал Ибн Хузайма 1/355 № 719. Исследователь этого хадиса сказал: "Иснад хадиса достоверный". Смотри "Сыфа ассоля" стр. 139). В другом предании: "И указывал пальцем и взгляд его не переходил дальше указательного расстояния". (Ахмад 4/3 и Абу Дауд № 990). Предмет обсуждений: Существует извечный вопрос, не дающий покоя молящимся, это - каково решение по поводу закрывания глаз в намазе, в особенности, если человек тогда чувствует в себе увеличение смиренности?
Ответ: Это противоречит сунне переданной от пророка (да благословит его Аллах и приветствует), также во время закрывания глаз теряется сунна - смотрения на место земного поклона и на указательный палец (в ташахуде). Но тут нужны некоторые детальные уточнения и предоставим это известному ученому Абу Абдулла ибн Кайиму, чтобы он разъяснил нам это дело и внес ясность. Он сказал: "В сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет такого понятия, как закрывание глаз во время намаза. И мы уже упоминали, что во время "ташахуда он бросал свой взгляд на палец и его взгляд не переходил дальше этого". Также и то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не закрывал глаза в намазе указывают хадисы: - во время его намаза при солнечном затмении например, когда он увидел рай и протянул руку, чтобы взять гроздь; - его видение ада, и хозяйку кошки в нем, и хозяина палки (приведенные в известных хадисах).
Также хадис, когда молился он, преградил путь домашнему животному (чтобы оно не прошло пред ним), и мальчика и рабыню, и разнятие двух рабынь, также хадисы, ответа на приветствие указанием руки, во время молитвы, и он указывал тем, кого видел. Также хадис, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подвергся удушению шайтаном и это было визуальным видением. Из всех этих хадисов и других мы выводим, что он не закрывал глаза в намазе.
У факихов (знатоки мусульманского права) есть разногласия по поводу того, что является ли это макрухом (нежелательным действием) или нет? Имам Ахмад и другие склоняются к тому, что это - макрух. И говорят: 'Так делают иудеи". Другие же не считают его таковым и разрешают это. Но более правильно это то, что если во время открытых глаз смирение не пропадает, то это лучше. А если это препятствует смиренности, в особенности, когда на стороне Киблы есть всякого рода украшения, орнамент, или что-либо мешающее его сердцу, то тогда это вообще не считается макрухом и Аллах более Знающ. ("Зад аль-Миад" 1/293 типография "Дар аррисала"). Отсюда становится ясно, что не закрывание глаз является сунной, если в этом нет нужды, которая мешает приобрести смиренность.
Другие части
33 причины для смиренности в намазе. Часть 2
33 причины для смиренности в намазе. Часть 3