Генетики проанализировали ДНК, извлеченную из волос, которые застряли в зубах львов-людоедов из Цаво. С помощью этого метода ученые выяснили, какие виды становились жертвами этих хищников, убитых в конце XIX века. Помимо человека добычей хищников стали жирафы, бейзы, водяной козел, антилопа гну, а также зебра. Статья опубликована в журнале Current Biology.
В конце XIX века произошла одна из самых известных историй, когда многие люди стали жертвами крупных хищных животных. В 1898 году во время строительства моста через реку Цаво на территории современной Кении два льва устроили серию нападений на рабочих, в результате чего погибли десятки людей (возможно, больше сотни, но оценки разнятся). В конечном счете обоих львов удалось выследить и застрелить в конце того же года, а спустя более чем два десятка лет их останки попали в Филдовский музей естественной истории, где и находятся по сей день.
Алида де Флеминг (Alida de Flaming) из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне рассказала, что ученые вернулись к исследованию этих экспонатов. В своей статье они сосредоточили внимание на образцах волос, которые до наших дней сохранились в зубах животных. Генетический анализ этих образцов позволил выяснить, какие виды становились жертвами львов-людоедов.
Так, ученые успешно секвенировали митохондриальную ДНК нескольких видов млекопитающих. Среди них оказался человек, который принадлежал к митохондриальной гаплогруппе K2a2a1, однако пытаться интерпретировать его происхождение по этим данным исследователи не стали. Кроме представителя нашего вида, генетики выявили волосы нескольких крупных млекопитающих: как минимум двух масайских жирафов (Giraffa tippelskirchi tippelskirchi), бейзы (Oryx beisa), голубого гну (Connochaetes taurinus), зебры (Equus quagga) и водяного козла (Kobus ellipsiprymnus).
По словам ученых, примечательно, что среди образцов присутствовали волосы антилопы гну, поскольку в 1890-х годах ближайшие пастбища этих животных находились примерно в 90 километрах от тех мест, где львы нападали на людей. Видимо, это говорит о том, что незадолго до убийства львы-людоеды успели совершить миграцию в районы, где водились гну, а затем вернулись. Кроме того, генетики проанализировали митохондриальную ДНК обоих львов и обнаружили, что, во-первых, вероятно, эти особи были близкими родственниками по материнской линии (это предполагалось и ранее по другим данным), а, во-вторых, во рту одной из особей присутствовала шерсть второй — по-видимому, это результат того, что одна кошка вылизывала другую.
Львы из Цаво — не единственные хищники-людоеды, останки которых доступны для исследователей. Например, в Финляндии хранится чучело волка из Турку, стая которого в XIX веке убила больше двух десятков детей. Недавно ученые проанализировали изотопный состав шерсти этого животного и пришли к выводу, что доля человеческого мяса в рационе волка в последние месяцы жизни была незначительной.