Нижеприведенную статью я написал для всех тех, кто хочет узнать, какие бывают течения в исламе и чем они отличаются друг от друга. Она предназначена для широкого круга читателей. Статья не претендует на научную работу. Это разрозненная информация, собранная с разных ресурсов. В частности, с Википедии и Исламской энциклопедии (http://islamist.ru/).

Существует распространенное мнение, что мусульмане – это единый организм, который, в случае чего, ринется на весь немусульманский мир, объявив ему джихад. Если один мусульманин выскажется по какому-либо поводу, почему-то считают, что с ним согласится вся мусульманская община. По этому поводу я уже писал в начале своей статьи, с которой вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: Как рождается ложь об Исламе.

Почему-то никто не учитывает, что в исламе существует много течений. Сами эти течения делятся на другие течения. Существуют юридические школы, позиции которых могут отличаться друг от друга по многим вопросам. Существуют также мировоззренческие школы, секты, идеологии и так далее. О чем и пойдет речь ниже.

Но сначала немного истории.

После смерти пророка Мухаммеда, встал вопрос о том, кто же будет возглавлять мусульманскую общину. Таких людей именовали халифами. Самые первые – это четыре Праведных Халифа: Абу-Бакр (тесть пророка), Умар, Усман и Али (двоюродный брат пророка), которых назначали всеобщим голосованием. После них власть в халифате переходила по наследству. Первый раскол мусульман произошел после убийства третьего халифа – Усмана, который в дальнейшем усугубился в процессе противостояния Али с Муавией, первым халифом династии Омейядов. 12 тысяч воинов из армии Али взбунтовалось после заключения перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города. Их стали именовать хариджитами, то есть «отколовшимися».

Следующей причиной раскола исламской религии стало отсутствие единого мнения касательно того, кому может принадлежать власть. Одни считали, что это должен быть уважаемый мусульманин из племени курайшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед, другие – что из числа прямых потомков пророка. Отсюда и возникли сунниты и шииты.

Сунниты

Самое многочисленное течение в исламе – это сунниты – 1,4 млрд. человек, или 88 % от общей численности всех мусульман. Наименование «сунниты» подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников, так как одно из главных значений слова «сунна» - «путь».

Шесть столпов веры: 1. Аллах. 2. Ангелы. 3 Пророки. 4. Писания. 5 Судный день. 6. Предопределение.

Праздники: Ураза-байрам, Курбан-кайрам, день Ашура, день рождения пророка Мухаммеда, ночь Рагаиб (ночь Даров), ночь вознесения пророка Мухаммеда, ночь Бараат, ночь Предопределения, день Арафат, дни ат-Ташрик (11, 12 и 14-е Зуль-Хиджа).

Особенностями суннизма являются:

- признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов[1] (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

- признание четырех юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалинского мазхабов;

- признание школ акиды[2]: асаритской, ашаритской и матуридитской;

- признание законности правления Праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

Сунниты следуют одной из нижеперечисленных юридических школ (мазхабов), которые в свою очередь отличаются преимущественно в части источников исламского права:

Маликитский мазхаб

Распространение: Северная Африка.

Источники права: 1. Коран. 2. Сунна. 3. «Деяния мединцев». 4. Фетвы[3] сподвижников. 5. Кыяс (суждение по аналогии), истислах (независимое суждение ради пользы). 6. Садд уз-Зарайи: какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред, должны быть запрещены.

Шафиитский мазхаб

Распространение: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария.

Источники права: 1. Коран и Сунна как единое откровение. 2. Иджма[4] как дополнение к Корану и Сунне, если в первых нет полной ясности. 3. Кыяс используется только для выбора нужного материала из предыдущих источников. Истихсан[5] полностью отвергается. 4. Принцип выведения правового решения на основе свободного суждения о его общественной пользе или на основе норм обычая (урф).

Ханафитский мазхаб

Распространение: Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Крым, Татарстан, часть Дагестана и др.

Источники права: 1. Коран. 2. Сунна (при тщательном отборе хадисов). 3 Иджма сахаба[6] – единодушное мнение сподвижников пророка. 4. Индивидуальные мнения сподвижников пророка. 5 Кыяс (суждение по аналогии). 6. Истихсан (предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной ситуации решения. 7. Урф (местный обычай).

Ханбалитский мазхаб

Распространение: Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман.

Источники права: 1. Коран и Сунна. 2. Правовые решения (фетвы) сподвижников пророка. 3. Мнения мурсал и хадисы-даиф. 4. Кыяс и истисхал[7]. 5. Иджма. 6. Истисхаб[8].

Несмотря на то, что основа исламского законодательства – Коран, между мазхабами существуют некоторые разногласия по второстепенным вопросам. Разногласия касаются второго по важности источника исламского права – хадисов. Например, в ханафитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах запрещено есть мясо вороны, тогда как в маликитском – разрешено. В  ханафитском и ханбалитском мазхабах женщине запрещается отправляться в хадж без мужа, а в других – разрешается. И так далее.

Ваххабизм

Религиозно-политическое движение в исламе. Сами они себя называют «салафия». Это направление в исламе, появившееся в XVIII веке по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Он выступил с призывом вернуться к чистоте первоначального ислама. Он подверг суровому осуждению народные религиозные представления и практики, например, такие как культ святых и паломничество к их могилам. Подробности по данной теме можно прочесть здесь: http://studbooks.net/668336/kulturologiya/vozniknovenie_vahhabizma.  Есть информация, что ваххабизм создали англичане, чтобы уничтожить Османскую империю изнутри.

Ваххабизм можно разделить на умеренный и радикальный. Радикальные формы выражаются в объявлении джихада неверным, шахидстве и совершении терактов. Хотя представители этого направления отрицают строгое следование определенному мазхабу, небольшая его часть относится к ханбалитскому мазхабу. Среди людей сложилось ошибочное мнение, что если человек чаще выполняет какие-то религиозные обряды, то он ваххабит. А на деле этот человек просто проявляет свою религиозность.

Основные отличия ваххабизма:

- строгое соблюдение принципа таухида (единобожия);

- критика всеобщего таклида – слепого следования какому-либо одному мазхабу;

- признание понимания саляфов как единственно правильного в толковании атрибутов и имен Аллаха;

- вера в то, что грех человека выводит его из религии;

- считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммеда;

- отрицают необходимость духовенства;

- отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком.

Ваххабиты являются противниками паломничества к могилам исламских праведников. Не приемлют суфизм. Протестуют против всех последующих инноваций (после трех поколений последователей пророка), считая их привнесенными извне.

Суфизм

Суфизм – эзотерическое течение в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность. Его принципы могут разделять как сунниты, так и шииты.

Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.

Первыми суфиями считают аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце 8 – начале 9 вв., которые стремились постичь «тайный» смысл коранического откровения, участвовали в бдениях, принимали обеты, соблюдали дополнительные посты. Им было свойственно эсхатологическое отношение к жизни: равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности.

Отличительные признаки суфиев:

- почитание умерших учителей;

- возведение мавзолеев умершим;

- молитвы на могилах умерших;

- экстатические пляски суфиев;

- концепция растворения суфия в Боге.

Шииты 

Шииты – направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба (двоюродного брата пророка Мухаммеда) и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающего направления в шиизме.

Шииты составляют около 200 млн. человек или 12 % от общего количества мусульман.

Распространение: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан, Йемен, Афганистан, Турция.

В отличие от столпов веры суннитов, у шиитов свои столпы: 1. Вера в Единого Бога. 2. Вера в Справедливость Бога. 3. Вера в Пророков и Пророчества. 4. Вера в Имамат. 5. Вера в Загробный мир.

Праздники: день рождения пророка Мухаммеда, ночь вознесения, ураза-байрам, пост в рамадан, день рождения Али, день рождения Хусейна (сына Али), день рождения Резы (8-го имама), день рождения Махди (12-го имама), праздник Гадир Хумм.

Трауры: смерть пророка Мухаммеда, гибель шиитских имамов – дни Ашуры (гибель Хусейна, сына Али), день ранения Али, день смерти Али, день смерти Джафара ас-Садыка (6-го имама).

В шиизме, пожалуй, самое большое количество течений, среди которых иснашариты, зейдиты, исмаилиты, алавиты, алевиты, друзы, ахл-е Хакк, шейхизм и т.д.

[AdSense-A]

Шииты-двунадесятники (иснашариты, итнашариты, итхнашариты, имамиты).

Преобладающее направление в шиизме.

Распространение: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак и Ливан.

Признают своими духовными руководителями 12 имамов из рода Али ибн Абу Талиба. По преданию, Аллах почитал Али за равного Мухаммеду. Ангел Джабраил перепутал Мухаммеда с Али, так как они были похожи.

Иснашариты убеждены, что все аяты Корана (и хадисы) имеют явные, так и тайные смыслы. Тайные смыслы пророк Мухаммед передал членам своей семьи.

Кроме того:

- верят в непогрешимость 12-ти имамов;

- повеления имамов расцениваются как повеление Аллаха;

- толкование Корана ведомо только 12-ти имамам;

- отвергают хадисы сподвижников пророка Мухаммеда.

Зейдиты

Ветвь «умеренных» шиитских течений. Она объединяет религиозно-политические группировки, признававшие имамат брата шиитского имама Мухаммада аль-Бакира – Зайда ибн Али.

Распространение: Иран, Ирак, Йемен и Хиджаз.

Численность: около 7 млн. человек.

Во многих вопросах их учение схоже с суннизмом. В отличие от остальных шиитов, зейдиты не признавали учения о «скрытом» имаме, о «благоразумном скрывании» своей веры, отвергали антропоморфизм и учение о безусловном предопределении.

Признавая, что имам (глава общины) должен быть из рода Али, они отрицали божественную природу имамата и считали, что имамом может быть любой алид[9], открыто выступающий с оружием в руках. Кроме того, признают законность первых трех халифов (Абу Бакра, Умара и Усмана).

Одна из ветвей зейдитов – нуктавиты.

Исмаилиты (семеричники)

Совокупность религиозных движений в шиитской ветви, восходящих к концу VIII века. Название свое получили от имени сына шестого имама Джаффара ас-Сидика – Исмаила, которого отец лишил законного наследования имамата.

Распространение: Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Танзания, Кения, страны Персидского залива, Иран, Ливан, Сирия.

Численность: около 15-20 млн. человек.

Исмаилиты верят, что Исмаил – седьмой «скрытый» имам, который в нужный момент объявится как мессия-Махди. Некоторые исмаилиты считают, что седьмым имамом следует считать сына Исмаила – Мухаммеда.

Согласно одной из философско-теологических догм, Аллах время от времени вселял свою сущность в пророков (пророки-натики, т.е. «проповедники»): Адама, Ноя, Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Их сопровождали «самиты (т. е. толкователи проповеди пророков). При Моисее это был Аарон, при Иисусе – Петр, при Мухаммеде – Али.

Между появлениями пророков-натиков миром последовательно правят семь имамов. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика – Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после чего в мире воцарится божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.

Подробности по ссылке: http://chakhma.narod.ru/badakhshan/ismaili.htm.

Алавиты

Ветвь крайних шиитов. Возникла в IX веке. Название связано с обожествлением Али ибн Абу Талиба.

Распространение: Сирия, Турция, Ливан, Израиль.

Численность: около 3,7 млн. человек.

Эта некая смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Алавиты считают Али богом, а Мухаммеда – его посланником. Есть не вполне достоверные данные, что главная священная книга алавитов – «Китаб аль-Маджму, которая содержит 16 сур и является подражанием Корану. Согласно некоторым специалистам, основа вероучения – представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммед и Салман аль-Фарси (сподвижник пророка). Почитают Фатиму, дочь пророка, и супругу Али – как бесполое существо из света аль-Фатир.

По мнению алавитов, Бог являлся в образе человека семь раз: Адам, Нух, Якуб, Муса, Сулейман, Иса и Мухаммед. Все это – воплощение Али. Почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых. Празднуют Рождество и Пасху. На богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Используют христианские имена.

Алавиты верят в переселение душ. Намаз они совершают два раза в день. Ритуальное омовение вообще отсутствует. Пост же длится полмесяца. Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Существуют 4 основные конфессиональные организации: поклоняющиеся Луне, Солнцу, утренней и вечерней заре. Поклонники Солнца полагают, что Али произошел из сердца Солнца, а поклонники света, что он произошел из глаза Солнца. Другие отождествляют его с Луной.

Алевиты

Субэтническая, религиозная и культурная община.

Распространение: Турция, Албания, Болгария.

Численность: 3-25 млн. человек.

Поскольку алевиты вынуждены скрывать свою веру и про свои взгляды рассказывают с неохотой, информация про них достаточно скудная. Теории происхождения алевитов спорны. Многие алевиты считают, что их традиции восходят к первоначальному исламу и двенадцати имамам. Другие видят алевизм как вид шиитской теологии. Третьи указывают на православное влияние.

Ключевые принципы алевитов включают:

- любовь и уважение ко всем людям;

- уважение к другим религиям и этническим группам;

- уважение к рабочим людям.

Как и шииты, они почитают Али и двенадцать имамов. У них отсутствует традиция посещения мечетей и поста в месяц Рамадан. Место религиозного поклонения – джемы – специальные дома. Церемония состоит из музыки и танцев, символизирующих очищение и единение с Богом. Мужчины и женщины равноправны и молятся вместе. В своих ритуалах используют курдский и турецкий языки. Намаз и пост строго не соблюдают.

Друзы

Этноконфессиональная группа арабов. Ответвление исмаилитов.

Распространение: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания.

Численность: 1,5 млн. человек.

Ветвь возникла в IX веке под влиянием проповедников-сторонников египетского правителя Хакеми.

Друзом становится тот, кто придерживается своей традиционной религии и чьи отец и мать – друзы. Друзов возглавляют уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих. Высшие духовные авторитеты – аджавид – совершенные.

Друзы верят в переселение душ. Для души определены понятия, близкие к пониманию кармы. Молитва может быть заменена медитацией и не является обязательной. Пост заменен периодами молчания и воспринимается как воздержание от открытия истины непосвященным. Милостыня (закят) не регламентирована и воспринимается как взаимопомощь. Отмечают только два праздника: праздник жертвоприношения и траурный день Ашура.

Ахл-е Хакк (ярсан, Али-Илахи)

Ветвь крайне шиитского мистико-гностического толка. Появилась в конце XIV в.

Распространение: Иран, Ирак, Турция.

Численность: 1-2,2 млн. человек.

Верят в семь последовательных воплощений Божества в людях. При этом вторым воплощением божества после Аллаха признается Али ибн Абу Талиб. Ахл-е Хакк верят в перевоплощение, в ходе которого люди получают воздаяние за свои поступки. Ожидают скорого пришествия «обновителя мира», «владыки эпохи». Считают, что спасение достигается через самосовершенствование под руководством духовного наставника. Единой священной книги у них нет.

Шейхизм

Шиитская ветвь, основанная в начале XIX века.

Распространение: Бахрейн, Ирак, Иран, Кувейт, Сирия, Пакистан.

Численность: более 1 млн. человек.

Главная идея шейхизма состоит в неизбежности скорого пришествия мессии – «скрытого» имама махди, который уничтожит распространившуюся на земле несправедливость, а также появление человека, которого шейхиты называют «вратами» - «баб» (баб – духовное звание) – посредником между махди и людьми.

Шейхиты отрицают воскрешение тленного тела человека после смерти, полагая, что воскреснет другое, нематериальное тело, которым также наделен человек.

В шиизме существует джафаритский мазхаб, которому следуют шииты-двунадесятники. Есть два направления в джафаритском фикхе – усулитский и ахбаритский. Источников права в усулитском направлении четыре – Коран, Сунна, иджма (согласованное мнение джафаитских правоведов) и акл (разум). Источников права ахбаритского направления два – Коран и Сунна.

Хариджиты

Третье течение в исламе, возникшее после Сиффинской битвы[10] 657 года, в период смуты между мусульманами. Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. На сегодняшний день последователями хариджизма являются ибадиты.

[AdSense-B]

Ибадиты

Распространение: Оман, Алжир, Тунис, Ливия.

Численность: более 1 млн. человек.

Сами себя хариджитами не считают. Вели борьбу против халифата. Создали свои имаматы.

Имамом по мнению ибадитов может быть любой мусульманин. Допускают существование одновременно нескольких имамов в разных частях мусульманского мира, которых избирал совет шейхов тайным голосованием. Признают только двух первых халифов – Абу-Бакра и Умара. Коран считают сотворенным. Но некоторые разделяют мнение суннитов об извечности Корана. Согласно их учению, мусульмане не увидят Бога в Раю, так как он не ограничен ни пространством, ни временем. Кто попадет в Ад, тот будет находиться там вечно. Имеют свои собственные хадисы. Большинство соответствуют суннитским. Но численность ибадитских – меньше.

Кораниты

И, наконец, последнее исламское течение – кораниты. Считается, что происхождение свое ведут со времен правления Аббасидов. Представитель мутазилитской школы калама[11] – юрист и богослов Ибрахим ан-Наззам критически относился к авторитету хадисов и отвергал «единогласие» (иджма) ученых-богословов своего периода.

Данных о численности и распространении этого течения мне найти не удалось. Известно, что основателем современного коранизма был Аслам Джайраджпури – индийский профессор арабского языка. Он оказал большое влияние на Гулам Ахмеда Первеза, известного пакистанского ученого, который считал себя учеником и другом Аслама.

Кораниты считают Коран единственным источником мусульманского права. Среди коранитов существуют разные подходы к ритуальной практике, в частности, к ежедневным молитвам, а также к толкованию сур.

Основные отличия:

- отрицание необходимости хиджаба у женщин или бороды у мужчин;

- возможность участия женщин в литургической практике в качестве имамов;

- допущение многоженства только при условии усыновления сирот;

- выступления против необходимости Хаджа;

- ненужность обрезания.

Дополнительно

Идейные течения.

Кадариты – приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия.

Джабариты – в противоположность кадаритам – признавали Аллаха единственным подлинным действователем, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.

Ашариты – представители одного из направлений мусульманской теологии. Ашариты признавали извечное существование некоторых божественных атрибутов, отрицали сотворенность Корана, признавали возможность лицезрения праведниками Бога в потустороннем мире.

Муджассимиты – в исламе общее название последователей различных мировоззренческих школ, представлявших Аллаха в телесном виде.

Мутазилиты – представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия. Исповедовали пять принципов: 1. Справедливость Аллаха выражается в свободе человеческой воли. 2. Строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов. 3. Если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. 4. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим. 5. Мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом.

Мурджииты – общее название приверженцев различных исламских мировоззренческих школ. Считают, что грех человека не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда. Мурджиизм противопоставлялся хариджизму.

Матуридизм – школа вероубеждения, одна из суннитских школ калама. Наряду с аятами Корана и достоверными хадисами, использовали «доводы разума». Считали, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть человек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы. В отличие от мутазилитов, признают, что праведники могут увидеть Аллаха в Раю. Коран считают несотворенным Божьим словом. Убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно.

 

Гулат – термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба – шиитские имамы – обладают качествами божественности.

Виды сект (гулат):

- Алавиты – верят в троицу айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммеда и Салама аль-Фарси.

- Алевиты – верят, что Али был представителем Бога, а не Мухаммед.

- Базигиты – верили, что шестой имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.

- Гурабиты – верили, что Али был внешне похож на Мухаммеда, поэтому Джабаил ошибочно предоставил пророчество Мухаммеду.

- Жамийты – верили, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

- Кайсаниты – верили в имамат, который после смерти Хусейна ибн Али перешел на Абу аль-Касима Мухаммеда ибн Ханафия; после его смерти распались на несколько мелких групп.

- Яфуриты – верили, что некий Муаммар из Куфы был богом.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий список всех течений. Я привел лишь основные, и те, что доступны в интернете. Надеюсь, информация окажется полезной для того, чтобы получить хотя бы поверхностное представление о том, насколько многочисленны и разнообразны течения в исламе, насколько о многолик.

 

Глоссарий

[1] Хадис – предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.

[2] Акида – мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры».

[3] Фетва – в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом (или уполномоченным государственным органом из улемов), основываемое на принципах толкования шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской юридической практики, исходя из иджмы как одного из корней фикха.

[4] Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.

[5] Истисхан – в фикхе – вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии.

[6] Сахаб – сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).

[7] Истислах – в исламском праве – метод выведения фетвы на основе свободного суждения о полезности его для всего общества в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из основных источников исламского права.

[8] Истисхаб – исламский рационалистический принцип извлечения правового решения, согласно которому «любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений».

[9] Алиды – потомки Али ибн Абу Талиба.

[10] Сиффинская битва – сражение между армиями халифа Али и армией сирийского правителя Муавии.

[11] Калам – в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.