"Не забудь ни в коем случае никого из тех, кто хоть раз напоил тебя водой", - говорят вайнахи . Сначала - вкратце о том, что же такое собственно этика. Этика - греческое слово. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика - наука нормативная. Она объясняет, что такое мораль и в то же время учит морали. Этика у любого народа возникла в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, то есть она появилась с зарождением классового общества. В то же время этика призвана была теоретически решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать Добром, а что злом и т.д.). С принятием народами религий, этика приобретает специфические основы и понятия норм поведения человека в семье, обществе и т.п. То есть у любого народа она решает два рода проблем: вопросы о том, как должен человек поступать (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Наше время можно обозначить как эпоху массовой утраты моральных ценностей. Поэтому обращение к опыту минувших поколений, к нормативной этике наших дедов и бабушек представляется сегодня очень полезным. Наши предки не были грамотными по нынешним понятиям, но они были мудрыми, из поколения в поколение передавали своим детям нормативную этику. Здесь уместно вспомнить одну любопытную вайнахскую притчу. Однажды пришла женщина к мудрейшему с просьбой научить ее правильно воспитать младенца. Мудрец спросил: - Как укладываете ребенка спать? Вдоль или поперек кровати? Женщина ответила: - Вдоль. И тогда старец сказал: - Мои советы уже не помогут, вы пришли слишком: поздно. Он уже повзрослел... Из века в век складывались нравственные нормативы вайнахов, обогащаясь новыми критериями, обычаями, неписанными правилами. Главным критерием была и остается духовная чистота человека. Среди этических норм нравственная культура у вайнахов занимает одно из ведущих мест. Давайте разберемся с понятием "культура поведения". Это есть совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, в труде, общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и нравственные нормы этогоповедения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения учит, каким конкретно образом должны осуществляться в поведении требования нравственности, как внешне должно проявляться поведение человека. Нравственные нормы должны органично, естественно и непринужденно сливаться с образом жизни человека, стать его повседневным неотъемлемым жизненным правилом. Испокон веков, где бы человек не был - в семье или в общественном месте, в гостях или в пути, у вайнахов высоко ценились такие качества, как верность, выполнение обещаний, искренность, умение недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком понятии нравственность - это все области внешней и внутренней культуры человека, т.е. этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах и т.д. Этика требует от личности культуры речи, умения грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Каждый народ может гордиться присущими ему нравственными нормами. Можно привести десятки примеров, когда эти устои соблюдаются большинством народа. Но, к сожалению, наблюдается и " пробуксовывание" в нашей сложной жизни, когда многие исконные черты теряются. Относится это и к вайнахам. Вроде бы все понимают, что этическая нравственность воспитывается, начиная с семьи и кончая высшим учебным заведением. А что получилось у нас? Если в какой-то мере в семьях и ведется этическое воспитание, то этого не скажешь о школах и ВУЗах. Семьдесят пять лет нашей жизни при бывшем СССР не велось такого воспитания в высших учебных заведениях и общеобразовательных школах республики. Учителя и преподаватели стали самыми бедными в мире, их уровень жизни доведен до низшего показателя. И о какой воспитательной Работе, о каком внедрении нравственной культуры у них можно спрашивать? Не решив проблему социального благополучия учителя, невозможно рассчитывать на достижение позитивных результатов ни в проведении коренных преобразований в народном хозяйстве, ни в осуществлении повсеместной демократизации общества, ни в решении социальных проблем. Сама логика и суть суверенного государства требует сегодня воспитания культуры нравственной, культуры человеческого общения, культуры правовой и т.д. В настоящее время мы, как никогда ранее, ощущаем социальную потребность в высокоразвитой культуре человеческих взаимоотношений, или, другими словами, потребность в нравственной культуре людей, которая призвана стать важной и неотъемлемой частью духовного возрождения чеченского и ингушского народов. Обратимся к нашему прошлому. В процессе конкретно-исторического развития общества, у вайнахов формировались различные по своему содержанию и значению нравственные ценности, в которых отражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, счастье и горе, чести и бесчестии и т.п., с их помощью человек мог оценивать конкретные житейские ситуации, поступки и поведение. В этих представлениях, понятиях фиксировалось определенное отношение людей к явлениям и процессам нравственной жизни, выражавшее их одобрение либо осуждение. Моральные ценности человека в недалеком прошлом регулировались Мехк-кхелом. Это был институт этической нравственности. А что сегодня? Любой "политик", просто рядовой гражданин старается оценить суть и содержание Мехк-кхела только с отрицательной стороны, хотя многие члены этих объединений проводили неоценимую работу по нравственному воспитанию общества. Приведем примеры из нашей прошлой жизни, относящиеся к нравственной культуре. Синкъерам - издавна был одним из моментов проявления этики у молодых людей. Здесь понастоящему соблюдался этикет, здесь же молодые вайнахи и учились ему- Нет необходимости полностью раскрывать всю суть синкъерам, она известна. Остановимся лишь на отдельных аспектах нравственной культуры. Так, молодой человек не имел права обращаться к девушке без ее согласия. На синкъераме запрещалось сквернословить и грубить. Каждое свое слово молодые сверяли, так сказать, со шкалой нравственности, диалог между ними шел на равных, ценилась добрая шутка, знание пословиц и поговорок и т.д. К великому сожалению, сегодня все это во многом забыто. И, как результат, - в селах Чечни и Ингушетии очень редко ныне проводятся традиционные синкъерам из-за опасения, что они будут омрачены отдельными молодыми людьми своими безнравственными поступками. Более того, на нынешнем синкъераме подвыпившие парни, любящие пострелять, могут нечаянно убить кого-нибудь. Вот другой пример нравственной культуры. У вайнахов, когда идут двое, не связанные родственными узами, справа располагается старший из них. Известный чеченский этнолог СаидМагомедХасиев, изучающий проблемы, связанные с вайнахскими обычаями и традициями, аргументированно доказывает, что "при одинаковом возрасте посторонних, едущий первым должен приветствовать идущего, а идущий сидящего, независимо от общественного положения кого-либо из них". Или еще. Бытует мнение, что мужчина имеет больше привилегий, чем женщина. Это не совсем так. Например, свекор при входе невестки должен был встать в полный РОСТ. Мужу не разрешается входить в спальню жены без ее Разрешения. А если он самовольно позволит себе интимные действия, то он ее родственникам обязан был снова уплатить мах (калым). Да, нравственная культура нащих предков была куда как выше, чем у нынешнего поколения! Говоря об этике вайнахов, можно привести сотни и! сотни примеров, как родители воспитывали своих детей. Они избирательно относились к предлагаемым обществом нравственным ценностям,согласовывая их с объективными условиями своей жизнедеятельности. Сегодня нравственные вывихи высветились во всей своей неприглядности. В результате действия субъективных факторов образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития, В духовной сфере это привело к деформации принципов социальной справедливости, равенства, гуманизма, коллективизма, способствует широкому распространению различных негативных явлений: показной деловитости, безответственности, праздного образа жизни, тунеядства, пьянства, наркомании и других... Несоответствие моральных принципов реальным условиям способствует появлению так называемой " двойной морали". В ней различаются, с одной стороны, мораль напоказ, когда человек предъявляет обществу значительные нравственные требования, говорит высокопарные слова о необходимости их соблюдения, а с другой - мораль для себя, когда он приспосабливает эти требования, а подчас нарушает их для удовлетворения эгоистических корыстных желаний. Примеры? К сожалению, мы ежедневно сталкиваемся с ними... Мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, что вайнахи потеряли нравственную культуру. У кого она была, в ком воспитывалась с малых лет с молоком матери, она сохранилась и поныне. Несмотря на все деформации общества, народ хранил и будет хранить этическую нравственность. Это не вещь, чтобы в нужное время купить в коммерческом магазине или на рынке. Аморальные явления многолики, распространены в республике в различных сферах жизни. В каждом селе, в районе, семье знают конкретных лиц, нарушающих нравСтвенные устои вайнахов. Как в прошлые века, они должны быть осуждены народом, к ним необходимо применять самые строгие меры . Вплоть, как это было в старину, до изгнания из села. А общие призывы на митингах, по телевидению, что мы должны быть хорошими, - это запоздалая музыка. Стабильность современного состояния нравственной жизни требует решения триединой задачи: переоценки существующих нравственных ценностей в республике, всеобъемного отражения в них реальной жизни; перестройки сознания личности, поворота его от закоснелых, бездейственных идеалов и норм к критическому осмыслению реальности, активному восприятию всего прошлого и нового, прогрессивного; проведения радикальных преобразований всей системы общественных отношений на базе общечеловеческих ценностей, теоретически разработанных и конкретизированных применительно к различным видам деятельности. То есть мы должны иметь национальную идеологию по воспитанию подрастающего поколения на основе религиозно-нравственных принципов. Важная роль в решении этих проблем отводится нравственной культуре личности. И здесь мы видим значительную роль школы и ВУЗа. Введенный новый системный предмет - "Основы вайнахской этики " - должен способствовать этическому воспитанию молодежи. Глубоко Усвоенные школьником, студентом такие понятия, как честность, ответственность, совесть, долг, справедливость, доброта, преданность и другие, пронизывая все компоненты сознания, возвышают юношей и девушек над миром повседневных обязательств, делают сильнее, увереннее, пробуждают в них особый творческий подъем, активное отношение к жизни. Суверенному государству нужны люди с твердыми гражданскими установками, способные быть на высоте своего нравственного долга, твердо стоять за истину, свободу, не подверженные лицемерию. Человек с высокой этической культурой не пройдет мимо страданий и горя других людей, не смирится с проявлениями расхлябанности, безответственности, воровства, тунеядства и т.д. О любом народе судят, ознакомившись, прежде всего, с его лучшими зданиями, памятниками, улицами и т.д. Здесь, к сожалению, нам похвалиться нечем. Даже то, что мы имели в последние годы, пусть и не лучшее, разрушила страшная война. А все это создавалось народом годами, а иное и веками! Когда речь идет о нравственной культуре - мы знакомимся с людьми, с их этикой. "О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет" (Д.С.Лихачев). В народе самое главное - его нравственные идеалы. Их воспитывают с детских лет. Но сегодня эти идеалы мы постепенно теряем. Осталась единственная надежда на религию, на семью и школу. Процесс утверждения нравственной культуры в сознании и поведении личности содержит в себе определенные трудности, есть и противоречия. Он неразрывно связан с конкретными условиями жизнедеятельности, находится в прямой зависимости от характера, содержания, этического воспитания, воспитательной деятельности различных социальных институтов, от степени моральной зрелости и этической подготовленности воспитателей, от уровня развития внутренней активности, заинтересованности личности. Нравственные изъяны в жизни, получившие у нас распространение в последние годы, явились следствием ослабления взаимосвязи личности и семьи, личности и коллектива, школы и семьи. Вспомним слова В. Распутина: "Что же касается каждого из нас один пил горькую, другой набивал собственный карман, третий поступался профессиональными и человеческими принципами, четвертый витийствовал ... Не все, не все, тороплюсь оговориться, что не все, но у всех на глазах. Стало быть, нравственные, духовные понятия в немалой степени были извращены и подорваны, и продолжалось это не год и не два". ("Известия", 1987, 14 марта). Что и говорить, в нравственной культуре у одних людей стали преобладать черты и особенности антиобщественного звучания, другие же, осуждая в душе различные пороки, были и остаются сторонними наблюдателями, не проявляя должной степени активности в борьбе с ними. Чтобы одержать решительную победу над косностью и равнодушием, мещанским образом жизни и иждивенчеством, нечестностью и безответственностью, т.е. всем тем, что искажает гуманистическую, коллективистскую сущность нашего общества, необходимо привести в действие потенциальные возможности каждой личности, разбудить ее творческую энергию и инициативу, способствовать формированию иммунитета против нравственной коррозии, а также создавать все необходимые условия для того, чтобы активность каждого человека органично сливалась с общественнозначимыми действиями других людей. Наши рассуждения требуют подвести некоторые итоги. С самого рождения человек включается в общение. Первоначально это общение младенца с матерью и со взрослыми; к 4-5 годам у ребенка складывается потребность общения со сверстниками, которое играет в его Развитии не меньшую роль, чем взаимоотношения со взрослыми. Это общение носит естественный характер: в отношениях со взрослыми ребенок пассивен, эти отношения им слабо осознаются и обдумываются; общение со сверстниками - ситуативно, конфликты и недоразуме-Ния в контактах поверхностны, легко переживаются и скоро проходят. Совершенно меняется картина в переходный возраст, это в полной мере обнаруживается к 14-15 годам, когда и юном человеке просыпается "чувство взрослости", он как бы открывает в себе внутренний мир переживаний, мотивов, личных предпочтений; он открывает себя, и это открытие нередко выражается в сознании своей неповторимости и уникальности. Соответственно перестраивается и общение: в отношениях с товарищами уже нет былой непосредственности, отношения с родителями и другими близкими родными, оставаясь по форме простыми и безусловными , наполняются новым содержанием. Все это необходимо учитывать родителям и тем, кто связан с этой категорией молодых людей. В этот период у юношей и девушек наступает момент, когда они должны соблюдать правила хорошего тона и поведения, которые призваны регулировать безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения и поведения. Нравственная культура общения требует вежливости и тактичности. Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность к людям, готовность оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается. Иными словами, вежливость - это поведение в соответствии с достоинством данного человека. Если в вежливости отражена доброжелательность в отношениях с людьми, то в тактичности выделено умение осуществить свою доброжелательность в отношении конкретного лица, учесть ситуацию и своеобразие личности человека при общении с ним, проявить к нему уважение и в то же время сохранить собственное достоинство. В качестве граней тактичности можно выделить почтение к старшим, учтивость, предупредительность в отношении слабого, младшего и, конечно, скромность. Беседу о нравственной культуре хочется закончить словами замечательного ученого Бальтасара Грасиани: "... Пусть человеческая натура возвышается над обязанностями сана, а не наоборот. Как ни высок пост, покажи, что личность выше". (Бальтасар Грасиани, "Сокровища мудрости". М., 1986, с. 85). Так давайте жить по этике нравственной культуры! Иначе погибнет все то ценное, что мы веками накопили.

Вайнахская этика, Эди Исаев