Вазир Сокото Джунайд ибн Мухаммад аль-Бухари говорит о важности изучения своей родословной: «Кто не рассказывает своим детям о прадедах,тот уничтожает ребенка, омрачает правнуков и ранит потомство, в день своей смерти. Кто не пользуется родословной, у того помутилось рассуждение. Кто не интересуется своим происхождение, тот потерял разум. Кто пренебрегает своим родом, глупость его стала критической. Кто не знает своих корней, его идиотизм стал огромным. Кто не сделал свою родословную обильной, мнение его стало порочным. Кто невежественен в своем родовом древе, его интеллект рассеян. Кто не увеличивает место своему потомству, тот оставил свою честь». Найль аль-Араб фи истифсаа’и ‘н-насаб
Происхождение чеченских родов, и тайпов, тукхумов.
На наш взгляд, из этнотерриториального объединения орстхой/арштхой, надо выделить как отдельное этнолокальное объединение Галай — название которого легло в основу названия Галайн-чож (Ущелье галаев), т. е. Галанчожское ущелье. Наша точка зрения заключается в том, что до активной фазы колонизации плоскости Чечни начала XVII в. общества: Цеча, Мержа, Галай, Аьккха, Нашаха и Ялхара были отдельными самодостаточными обществами Галанчожского ущелья с четко очерченными границами. Но с началом миграционных процессов с гор на Чеченскую равнину представители вышеуказанных обществ образовывают предгорное общество Арштха/Орстха, своеобразный союз обществ западной части Горной Чечни. По мнению Н. Г. Волковой, сами орстхойцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой. «Мы все орстхой из Акки» — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. Точка зрения автора, вероятно, имеет под собой историческую основу, но для более раннего исторического периода, а для изучаемого периода XVIII—XIX вв. не характерна. Территориально горная Аьккха и орстхоевские общества Цеча, Мержа, Галай, Нашаха и Ялхара находились по соседству, но это были самостоятельные этнолокальные группы, с четко сложившимися естественно-географическими границами. // С. А. Натаев «Проблема этнотерриториальной структуры Чечни в XVIII–XIX вв. в исторической литературе». / Научный журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» (ВАК при Минобрнауки РФ). Гл. редактор М. Ю. Попов. Выпуск № 11. Часть 1. Адрес редакции и изготовителя: 350049, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красных партизан 371, оф. 2. Краснодар, 2015. С. 223
↓↓ ↓↓ ↓↓
Мержа собственно состоит из Дак-бух, Далг-бух, ЦIечу-Эхкие, Дехьа-ГериетIа, Сехьа-ГериетIa, Хьайхьие, Къулие. Все жители названных населенных пунктов относят себя к родо-племенному союзу Орстхой-Эрштхой, но последние к этому вопросу относятся иначе. Орстхойцы-Эрштхойцы утверждают, что Мержойцы ничего общего с ними не имеют. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии». Часть II. Грозный: «Ч.-И. кн. изд.», 1978. С. 101
↓↓ ↓↓ ↓↓
Сами орстхой считают себя выходцами из Нашха, из ущелий Балой-Лам, за исключением членов тейпа Мержой, которые называют себя «мержой, пришедшие с берегов реки Зугур, впадающей в Черное море». // Л. М. Ильясов «Петроглифы Чечни». Грозный: ЧГУ. 2014. С. 152
↓↓ ↓↓ ↓↓
Как и все чеченцы, карабулаки связывают свое происхождение с местностью Нашаха в Чечне, более конкретно они называют прародиной гору Балой-Лам или Лам-Аьккха (Галанчожский район Чеченской республики). // Я. З. Ахмадов «Карабулаки (Арштхойцы)». / «Чеченцы: история и современность». Составление и общая редакция Ю. А. Айдаева. Москва: «мир дому твоему», 1996. С. 209
↓↓ ↓↓ ↓↓
Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли балой. См. Балой-лам. Балой гора. Орстхойцы ссылаются на аьккхинцев, как на своих предков. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии». Часть II. Грозный: «Ч.-И. кн. изд.», 1978. С. 115
↓↓ ↓↓ ↓↓
Предания самих арштхоевцев связывают их происхождение с областью Нашх, а более конкретно — с горой Балой-Лам или Лам-Аьккха. Данное предание подтверждается и тем, что сам арштхоевский говор относится к галанчожскому диалекту чеченского языка». // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный: ФГУП «Изд.-полигр. комплекс «Грозненский рабочий», 2012. С. 129
↓↓ ↓↓ ↓↓
Нарты — это было особое племя богатырей, жившее когда-то на Кавказе, или какая-нибудь пришлая дружина завоевателей, оставившая въ своемъ потомстве фантастическия воспоминания о былых деяниях. // Е. Л. Марков «Очерки Кавказа». Санкт-Петербург—Москва: «Изд. товарищества М. А. Вольфъ», 1887. С. 189
↓↓ ↓↓ ↓↓
«... в эпосе вайнахов нарт-орстхойцы всегда характеризуются как пришельцы». // А. О. Мальсагов «Нарт-орстхойский эпос вайнахов». Грозный, 1970. С. 7
↓↓ ↓↓ ↓↓
Орстхойцы отсылают нас к аьккхинцам, как к своим славным предкам, в других преданиях — как родственному племени. Орстхойцев вайнахи связывают с именем — мифических героев нартов. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии». Часть II. Грозный, 1978. С. 79
↓↓ ↓↓ ↓↓
В вайнахском эпосе о нартах под мифологическим покровом и позднейшими фольклорными различаются свидетельства о процессе слияния носителей основного ядра нартовского эпоса с аборигенным населением центральной части Северного Кавказа, предками вайнахов — дурдзуками. // Материалы для древней истории осетин. I — Общие места к осетинской истории. Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск IV. Тифлис: Издание кавказского горского управления, 1870. С. 9
↓↓ ↓↓ ↓↓
Уже давно установлена генетическая аналогия нарт-орстхойского эпоса с нартским и то, что нарт-орстхойцы — это те же общекавказские нарты, обрисованные в героико-эпическом плане, тождественном общенартской эпике. Нарт-орстхойские сказания тоже богаты и разнообразны своей тематикой. В них, с одной стороны, представлен общенартский сюжетно-тематический комплекс, с другой — общекавказский. Доминирующими темами признаны: набеги, столкновения и состязания, богоборчество, благодать, гибель нартов. В нарт-орстхойском эпосе тот же, что и в нартском эпосе, имена собственные: Села Сата, Соска Солса, Ачамза, Хамчи Патарз, Урузман, Боткий Ширтга и др. // У. Б. Далгат «Эпический историзм в развитии». / «Фольклор. Проблемы историзма», (отв. ред. В. М. Гацак). Москва: «Наука», 1988. С. 80
Еще в домонгольский период часть аккинцев, вероятно, обитала в плоскостной зоне, составляя, видимо, какую-то часть населения исторической Алании. На такую возможность указывают не только данные вайнахского фольклора, но и некоторые археологические материалы и общеисторический контекст событий. Равнинных аккинцев как и близкородственных им соседей (получивших впоследствии у кумыков и русских имя «карабулаков»), горцы-вайнахи называли «эрштхой», что значит степняки, или живущие на равнине. Аккинцы-эрштхой не порывали связей с лам-аккинцами, осознавая свое племенное единство с ними. Связи между горными и плоскостными группами вайнахов были необходимы как для хозяйственных, так и для военно-политических нужд. Плоскостные аккинцы, выступая на арене истории как часть Аланского раннегосударственного образования, были довольно могущественны. Они, по-видимому, контролировали не только часть предгорных равнин, но и зону Черных гор с их лесами и выходами на плоскость. Представляет большой интерес фольклорная информация, записанная С. Броневским в самом начале XIX в.: «По преданиям, существующим между горскими народами, карабулаки (а исторически эта эквивалент эрштхойцев.— В. В., С. У.) в древние времена составляли сильное воинское колено, которое было уважаемо от соседей как за храбрые дела, так и за соблюдаемую в общежитии справедливость. Они были богаты скотом и от произведений земли достаточное получали пропитание ... Но возгордясь сими преимуществами, карабулаки попустились на обиды и насильства, возжигали повсюду вражду и, наконец, обратили против себя всех соседей ...». В этом предании могли отразиться черты реально возникшей ситуации. Но военно-политическая мощь эрштхойцев и их исторических партнеров — алан была сокрушена не натиском соседей, а полчищами монголо-татар, обрушившимися на Предкавказье в середине XIII в. После этого разгрома оставшиеся аккинцы-эрштхой должны были искать спасения в горах: большая часть вернулась в горное общество Акки, а другая значительная группа проникла в глубь ичкеринских гор... // В. Б. Виноградов, С. Ц. Умаров «О некоторых ранних вайнахских этнонимах». / К. В. Чистов, Р. Ф. Итс «Историческая этнография. Межвузовский сборник». Проблемы археологии и этнографии. Выпуск 3. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1985. С. 60
Аккинцы издревле жили в нагорном районе Лам-Акки, у истока реки Гехи (Галанчожский район), где находится урочище Нашах. Аккинцам, как и всем вайнахским племенам, жилось здесь исключительно тяжело вседствие недостатка и малоплодородия земли. Но тем не менее они, вытесненные с плоскости кочевниками-завоевателями, вплоть до падения монголо-татарского владычества на Северном Кавказе вынуждены были оставаться в малодоступных горах, служившим им защитой от внешних врагов. // И. Арсаханов «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка». Грозный, 1959. С. 5
↓↓ ↓↓
Заслуживают внимания и преданиях ауховцев говорящие о древности заселения ими мест нынешнего их расположения. Так, одно из преданий свидетельствует, что аккинцы находились в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называют «Астах-Темар» (Хромай Тамерлан), а нашествие его «IажмIажой бIо» (переосмысление от Яджудж Маджудж, библейские народы гог и магог). В Аухе существует ров, вырытый якобы Тамерланом, — «Астах-Темар ор». // И. Арсаханов «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка». Грозный, 1959. С. 8 ↓↓ ↓↓
Некоторые предания отдельных нахских племен свидетельствуют о том, что они жили на равнинах, занимаясь скотоводством в прикаспийских степях, еще до прихода татаро-монгольских завоевателей на Северный Кавказ. Так, по преданию, аккинцы жили «в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называли «Астах-Темар» (Хромай Тамерлан)... // Ю. Д. Дешериев Сравнительно-историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских народов. Грозный, 1963. С. 74
↓↓ ↓↓
Название местности, в которой проживают аккинцы — Аух восходит к наименованию одного из гуннских племен Северного Кавказа аугар-авгар (VI в. н.э.), где первая часть связана с тюрк, ав — охота, вторая — тюрк, аьр — муж, мужчина, как, впрочем, и самоназвание аккинцев-ауховцев (арара) аьккхий/≤ агI, которое имеет своим источником тюркский корень со значением движения горы с подъемом (восхождением) и спуском (схождением) (Г.-Р. Гусейнов). // М. Р. Гасанов «Дагестан: перекресток цивилизаций». Махачкала: ДГПУ, 2007. С. 93 ↓↓ ↓↓
Захарий Ритор пишет, что в VI в. в районе Дербента («за Каспийскими воротами, в пределах гуннов») в соседстве с древней Албанией среди 13 племен обитали и бургары//булгары. Название местности, в которой проживают аккинцы — Аух восходит к наименованию одного из гуннских племен Северного Кавказа аугар-авгар (VI в. н.э.), где первая часть связана с тюрк, ав — охота, вторая — тюрк, аьр — муж, мужчина, как, впрочем, и самоназвание аккинцев-ауховцев (арара) аьккхий/≤ агI, которое имеет своим источником тюркский корень со значением движения горы с подъемом (восхождением) и спуском (схождением) (Г.-Р. Гусейнов)». // М. Р. Гасанов «Дагестан: перекресток цивилизаций». Махачкала: ДГПУ, 2007. С. 93
↓↓ ↓↓
Общество ауховцев-аккинцев «Аухар» оказало в 1395 г. упорное сопротивление войскам завоевателя Тимура. К этому времени ауховцы были уже мусульманами. Аух («Окох») имел уже свою княжескую династию, завязавшую во второй половине XVI в. оживленные связи с Московским государством. // С. А. Натаев «К истории этнотерриториального объединения Аьккхийн (Овхойн) Мохк (Аккинцы-Ауховцы)». / Отв. ред. Р. А. Кутуев, Министерство образования и науки РФ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. ЧГУ. 5 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподовательского состава ЧГУ 25.02.2016. Гуманитарные науки. Грозный: Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 253
↓↓ ↓↓
Следовательно обратить внимание на то обстоятельство, что, по сообщениям Низам-ад-Дина Шами и Шереф-ад-Дина Али Йезди, Тимур после завоевания горных областей Симсима вернулся на плоскость, после чего и был совершен набег на "подножие горы Аухар". Поэтому маловероятно, что речь в указанном отрывке может идти об Аварии, расположенной глубоко в горах. К тому же в персидских источниках область аварцев обозначается термином Авир. В тоже время тюркоязычные народы (кумыки и ногайцы) называют чеченцев-аккинцев и их земли словом "Аух", во множетсвенном числе к этому слову добавляется суффикс -лар — "Аухлар". В персидском же языке для множественного числа применяется другой суффикс — ар, что дает — "Аух-ар". Следовательно, гора Аухар имеет отношение не к аварцам, а к чеченцам-аккинцам. Отметим также, что почти все старинные аккинские аулы имели названия, включавшие в себя слово "аух" — Юрт-Аух, Акташ-Аух, Ярыксу-Аух, Кошен-Аух и другие. // И. М. Сигаури «Очерки государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Том I. Москва: издательский дом «Русская жизнь», 1997. С. 223
↓↓ ↓↓
Как сообщает сирийская хроника VI в. (хроника Захария Митиленского), Каспийские ворота и Каспийское море находятся в «пределах гуннских». Здесь дается перечень тринадцати племен, обитающих за «воротами». Это авгар (вар, аугар), сабир, бургар, алан, куртагар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, эфталит. // А. И. Османов «История Дагестана с древнейших времен до наших дней». Том 1. Москва: «Наука», 2005. С. 160
↓↓ ↓↓
Ширакаци сообщает: «У самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербентская стена, громадная твердыня в море, севернее живут гунны, у которых город Варчан и другие города», по новому списку; "В этом месте хребет подходит к морю, где находится стена Дербента (что означает связь и ворота), города Морского прохода, великой твердыни, построенной среди моря. К северу (от Дербента), близ моря находится царство гуннов, на западе у Кавказа город гуннов Варджан, а также города Чунгаро и Мендр (Семандар) (II, с. 16; см.: 406, с. 31). // Т. М. Мамедов «Кавказская Албания в IV — VII вв.». Баку: «Маариф», 1993. С. 108
↓↓ ↓↓
Предположение о том, что между аварами и аварцами Дагестана возможно этническое родство не подтверждается никакими историческими сведениями. В Хазарский каганат были включены помимо Дагестана и оставшиеся части Аварского каганата. // С. Г. Лукина«Проблемы этногенеза авар по данным археологических источников» Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Россия / Народы Евразии. История, культура и проблемы взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции 5–6 апреля 2011 года. Пенза–Баку: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. С. 18
Исходя из сведений дагестанской хроники «Дер-бенд-наме», восточная часть Алании (Ирхан) входила в состав каганата как особая административно-территориальная еденица, в которой находилась ставка наместника (возможно, брата) кагана и постоянно размещалось хазарское войско. // С. В. Гуркин «Дон и Северный Кавказ в период средневековья». / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года». 2001. С. 55
Восточную часть Алании обычно отождествляют со страной асов (овсов, оссов) — Ассией. Лишь отдельные исследователи считают, что под этим названием скрывается Западная Алания, полностью сохранившая свою независимость. // С. В. Гуркин «Дон и Северный Кавказ в период средневековья». / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года». 2001. С. 55
Историк I века Плиний на Северном Кавказе отмечает племена тирков и аккизов (тирки — тюрки, аккес — белый ас). Из истории народы не исчезают, и кровь не меняют, меняются этнонимы. // (Причины появления тюркских наемных армий) «Мамлюки». Алматы: ИД «Кочевники», 2004. С. 178
[IMG]http://images.vfl.ru/ii/1481140079/757bac63/15248704_m.jpg[/IMG]
✔︎ Рис. Аккинское общество в 60-х годах XIX в, Горная Чечня. // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва: «Наука», 1974. С. 191
Рукопись карты хранится в Центральном архиве Тбилиси (Грузия).
Аулы Аккинского (Ламкриста) общества согласно карте: Бончи, Терхой, Ялхарой, Н. Ялхарой, Б. Таалы, Велах, Б. Амхо, Мозырк, Кербичи, Итыркалехо, Ахбос, Б. Карбето, Озми-кале, Кортхо, Ваучи, Эсельшик, Керете.
✔︎ Еще в Позднем Средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы.... В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака (селения — Прим. автора) Салтан-мурза, который был братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. // Леча Ильясов «Исторические области Чечни», глава из книги «Тени вечности» Акки. Журнал «Чеченское общество Сегодня». № 1 (17). Москва, 2008. С. 18
✔︎ Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики — чеченцы, есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это — горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. // Е. Д. Максимов «Чеченцы». Историко-географический и статистико-экономический очерк. Апрель—ноябрь, 1893 г. С.-Петербург. / «Терский сборник». Приложение к Терскому календарю на 1894 год. Выпуск III. Издание Терского областного статистического комитета под ред. секретаря комитета Г. А. Вертепова. Книга II. Владикавказ: «Типография Терского Областного Правления», 1893. С. 45
✔︎ «Среди ученых до сих пор нет единого мнения в отношении этнической принадлежности карабулаков. Между тем, сами они, как и все чеченцы, связывают свое происхождение с местностью Нашха в Чечне и считают себя потомками этноарха чеченца Турпала Нохчуо. Более конкретно в своих преданиях карабулаки-орштхоевцы называют своей прародиной местность Аьккха (Галанчожский район) или Лам-Аьккха (обширный район, который еще до половины XVII века включал в себя часть Джейрахского и Дарьяльского ущелий и земли, влоть до горы Казбек. — Авт.). Карабулаки отсылают нас к аккинцам, как к своим славным предкам, а в некоторых преданиях — как и к родственному себе обществу» (221, с. 13). // Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев «В поисках национальной идентичности». Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2012. С. 133
✔︎ В качестве самостоятельного, хотя и родственного, народа вайнахи из своей среды выделяют аккинцев (аьккхий). По мнению многих чеченцев (жителей по рекам Чанты-Аргун и Мартан), аккинцы — это нохчий, хотя и имеют некоторые отличительные черты. Областью обитания горных аккинцев признается Аьккхи, Бавла, Ялхорой. С чеченцами сближают горных аккинцев также ингуши, считающие аккинскими областями не только Ялхорой, но также Майсту и Малхисту. Территориальная близость аккинцев и орстхойцев создала известную путаницу в определении племенной принадлежности населения части горных районов по Гехи и Фортанге. Так, некоторые галгаевцы называют аккинцами цечоевцев. Сами цечоевцы в иных случаях относят тейпы Цечиахк, Мержой и Ялхорой к аккинцам. В то же время, по мнению карабулаков, некоторые аккинцы называют себя орстхой. Чаще, однако, встречалось мнение, согласно которому орстхоевцы, как нохчий и гIалгIай, отдельные тейпы. Иногда чеченцы, не относя аккинцев к нохчи, считают их постоянными и давними жителями этих гор. // Н. Г. Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа». Москва: «Наука», 1973. С. 17
Как рассказывают, в давние времена в наших краях жили нарты. Обитали они в лесах, но когда у них в чем-либо появлялась, нужда, они делали набеги на близлежащие села. // И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный, 1986. С. 349
↓↓
Некоторые чеченские краеведы склонны идентифицировать аккинцев с племенем акациров («лесной народ»), которых источники локализуют на Северном Кавказе: «… Но часть готов отошла на Северный Кавказ, где стала известна под именем готов-акациров (позже ассимилированы сарматами). Ещё во времена константинопольских патриархов Фотия и Игнатия (858-867 гг.) Фуллы и Харасия («на Чёрной воде») известны как епископство «охоциров» Готской метрополии»183. Как известно, в составе гуннской военной армады были: сарматы, аланы, остроготы, скиры, гепиды, руги, свевы, герулы, кемандры, садагарии184, но только акациры, имевшие сармато-аланское происхождение и на каком-то этапе бывшие союзниками Атиллы в борьбе против Рима, рассматриваются в римских источниках как серьёзный противовес гуннам. // Зелимхан Мусаев «Фрагменты истории в фольклоре и лексике чеченцев». Издание второе. Грозный, 2011. С. 142
↓↓
Возможно, что этноним Абдел, Акацир и Альтциагир — вариант одного и того же названия рода. // Н. А. Баскаков «Этнонимы древних тюрков Восточной Европы и чувашский язык». / Ред. И. П. Павлов «Этимологические исследования по чувашскому языку». Сборник статей. Чебоксары: Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров Чувашской АССР, 1984. С. 105
Кто такие «Ламрой-Кересты»? По старым чеченским преданиям, записанным И. Поповым, «к стороне Баш-лама (Казбека) есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это горы «Аки-лам», там живут или жили при наших предках «лам-кристы» («горные-христиане»), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов». // В. А. Кузнецов «Эльхотовские ворота в X — XV веках». Владикавказ, 2003. С. 173
⬍⬍⬍
«Там, к стороне Баш-лама (Казбек), — рассказывают старики — есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанка, Геха. Это — горы «Аки-лам»; там живут, или по крайней мере жили при наших предках, «лам-кристы» (горные христиане), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть лам-кристов вышла из своего гнезда и повернулась на восход солнца. // Н. А. Благовещенский «Сборник сведений о Терской области. Заметки о Чечне и чеченцах». Выпуск 1. Владикавказ: «Издание Терского Областного статистического комитета», 1878. С. 267
⬍⬍⬍
«Горных аккинцев называли лам-керста,...». // С. А. Натаев «К истории горного общества Аьккха и тайпового сюза аьккхий (аккинцы)». / Отв. ред. Р. А. Кутуев, Министерство образования и науки РФ, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. ЧГУ. 5 ежегодная итоговая конференция профессорско-преподовательского состава ЧГУ 25.02.2016. Гуманитарные науки. Грозный: Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2016. С. 257
⬍⬍⬍
«... нарты в представлении чеченцев — это «керестан-исполины, ... ». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 109
⬍⬍⬍
Христанами чеченцы никогда не были. Между тeм нельзя того же сказать про некоторыe племена Аргунскаго округа, соседние с галгаевцами, как например общество аккинское. / Сборник сказаний о кавказских горцах. Выпуск 1. Тифлис: В Типографии главного управления наместника кавказского, 1868. Этнографические очерки Аргунского округа. Статья А. П. Ипполитова. С. 5
⬍⬍⬍
О всаднике-великане: «Конь — величиной с гору, сам — величиной со стог сена». // Послесловие В. И. Абаев, Б. А. Калоев. /В. И. Абаев, Н. Г. Джусоев, Р. А. Ивнен, Б. А. Калоев «Нарты. Эпос осетинского народа». Москва: «АН СССР», 1957. С. 392
[IMG]http://images.vfl.ru/ii/1481140861/f7fa4462/15248941_m.jpg[/IMG] На карте историческая область Аьккха с указанием аккинских аулов (Чеченская республика)
✔︎ «Топонимия Аьккха (аьккхий)» Нашах лаьттинчу кIога (Нашах ляттинчу кога) «Нашах стоял (где) впадине к» — на в. ВIовга, топоним напоминает о том, что некогда в этой впадине стоял аул Нашха. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечни». Нальчик: «Эль-Фа», 1997. С. 46
✔︎ «Топонимия Аьккха (аьккхий)» Нашах лаьттинчу кIога (Нашах латтинчу кога) «Нашах стоял(где) впадине к» — на востоке ВIовга, топоним напоминает о том, что некогда в этой впадине стоял аул Нашха. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии». Часть 2 . Грозный: «Чеч.-Инг. кн. изд-во», 1978. С. 120
✔︎ Вблизи аула Нашаха, по преданию чеченцев, есть аул Керстен или «Керестан-Акх», т. е. место христианина Акхоя. // Сборник сведений о Терской области. Заметки о Чечне и чеченцах. Издание Терского Областного статистического комитета под редакцией и. д. редакцией секретаря комитета Н. А. Благовещенского. Выпуск 1. Владикавказ, 1878. С. 264
✔︎ Как уже было сказано, в основе этнонима нохчо лежит топоним, обозначающий местность и два села — ТIехьа Нашха — Потусторонний Нашха, Сехьа Нашха — Посюсторонний Нашха. Отсюда, кстати и, название чеченского тайпа нашхой и фамилия Нашхоев . Неподалеку от этих мест локализуется местность, где стояло село под тем же названием и ныне именуемя «Нашха лаьттина меттиг» — место, где стояло Нашхо. Видимо, речь здесь идет об одноименном хуторе. // К. З. Чокаев «Нахские языки: историко-филологические разыскания». Грозный: «Книга», 1992. С. 26
✔︎ Третья версия указывает, что чеченцы есть потомки некоего "Нахчо", жившего в ныне еще существующем селении „ Нашхой " Галанчожского округа. У указываемого „Нахчо", было якобы 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованиию 14 самых крупных родов (тейп) названных чеченцами чистыми тейпами. В каждом этом тейпе можно встретить людей, которые могут перечислить поименно до 20-30 своих прямых предков и обыкновенно эти предки по восходящей линии на том или ином колене у лиц одного тейпа сходятся в общего предка с другими тейпами. Толкований по поводу происхождения чеченцев очень много. Вернее можно сказать, что чеченцы есть древнейшие оборегены территории. // X. Ошаев «В Сердце Чечни». Грозный: «Серло», 1928. С. 4
__________________ Пояснения терминов и литература:
1) Ау́л — традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа, 2) Село́ — один из видов населённых пунктов России, а также Украины, Казахстана, Молдавии, Болгарии, относящихся к так называемым сельским населённым пунктам. К сельским населённым пунктам относятся также деревни, посёлки, станицы, хутора, кишлаки, аулы, кордоны, кампонги и другие. 3) О́бласть — некоторая часть большей структуры, слово о́бласть может означать: В географии Область (административная единица) или административная область — единица административно-территориального деления. Зоогеографическая область — регион Земли, выделяющийся особенностями фаунистического состава. Историческая область — территория, составлявшая в исторической ретроспективе политическое единство. Историко-культурная область — территория с исторически сложившимися сходными культурно-бытовыми особенностями населения. 4) Чеченские исторические области называются "мохк" (на диалектах марк, морк, мерк). 5) Следует различать понятия как историческая область (обычно состоящая из нескольких аулов, хуторов...) и простое элементарное понятие село, аул, поселение...
Литература: 1) А. С. Сулейманов «Топонимия Чечни». Нальчик: «Эль-Фа», 1997, 2) А. С. Сулейманов «Топонимия Чечено-Ингушетии». Часть 2 . Грозный: «Чеч.-Инг. кн. изд-во», 1978, 3) X. Ошаев «В Сердце Чечни». Грозный: «Серло», 1928, 4) Сборник сведений о Терской области. Заметки о Чечне и чеченцах. Издание Терского Областного статистического комитета под редакцией и. д. редакцией секретаря комитета Н. А. Благовещенского. Выпуск 1. Владикавказ, 1878, 5) К. З. Чокаев «Нахские языки: историко-филологические разыскания». Грозный: «Книга», 1992
Написать ответ
Войдите в свой аккаунт, чтобы ответить в данной теме.
Войти