Древний культ Тушоли у ингушей пришедший с ними из Месопотамии
Этот древний памятник в виде фалоса, был обнаружен в Ингушетии Е.М. Шиллингом в 1921 году у селения Кок Хамхинского общества. Он пользовался особенным почтением у ингушских (кхекхалинских) женщин. Девять лет спустя, в 1930 году, он был перевезён группой археологов в музей. Евгений Крупнов пишет: ”С риском вызвать возмущение кхекхалинских женщин из ближайших селений мы с трудом и большими предосторожностями летом 1930 г. увезли этот редкий памятник в Галгайский музей краеведения. В настоящее время памятник находится в Чечено-Ингушском музее в г. Грозном” [21, с. 185]. Некоторые исследователи ставят под сомнение пол богини Тушоли из-за ”камня счастья”, сопровождающего её культ. В храме Тушоли была найдена женская маска, но в то же время рядом с ним возвышался ”каменный fallos”.. [1, с. 368].
Тушоли (или Тушол) была всеобщей любимицей. Ингуши взывали к ней с особым почтением: Дяла-йоI Тушоли (Тушоли, дочь Дялы) [14, с. 166] или Дяла юхь Тушоли (Тушоли, лицо Дялы) [12, с. 100]. Eё именем был назван один из весенних месяцев в году – апрель или тушоли-бут.
Тушоли, заботящаяся о сохранении и продолжении человеческого рода, не покидала сознание ингушских женщин даже после исламизации. Евгений Крупнов пишет: «Не только Е.М. Шиллингу и Н.Ф. Яковлеву в 1921 г., но и нам с Л.П. Семёновым в 1930 приходилось слышать от стариков, что бездетные ингушские женщины ходили на поклонение в святилище Тушоли у с. Кок» к сопровождающему её культ камню къуобыл кхер. Ингушский фольклор сохранил также гимн женщин, исполнявшийся в честь богини и передававший основной смысл вышеизложенной молитвы [19, с. 214-215]
Фа́ллос или фалл (греч. Φαλλός) — символическое изображение эрегированного пен.. Слово Фалл от ингуш.яз. Фел, Фила «чуткость, чувсвенный»
Выдвинутая Е.М. Шиллингом, А.А. Захаровым, Л.П. Семёновым и другими исследователями гипотеза о связях, некогда существовавших между предками ингушей и древними народами Месопотамии получает дальнейшее развитие и массу подтверждений этой гипотезы. Благодаря и, древнеармянским письменным источникам появилась возможность проследить, как проходило движение с юга на Северный Кавказ предков ингушей, принесших с собой культ Тушоли, сопровождающийся культом Тушоли который как это не странно сохранился только у ингушей плоть до 20-го века фактически без изменений. Одними из этих племён, известными по армянским текстам, являлись галгаи /гIалгIай/ и гелатхой (они же как установили исследователи - глигви у грузин).
Возможно, что значительная часть глигвов-галгаев, не пожелавших изменить вере предков которую они бережно берегли и после своего переселения с их исторической родины - Месопотамии, вынуждены были покинуть берега Каркар-чая и Куры и уйти на север, в горы. Согласно хевсурским легендам, собранным Р.Л. Харадзе и А.И. Робакидзе, племена галгаев (ингушей) жили уже в эпоху правления царицы Тамары (1184—1213 гг.) на южных склонах Кавказа: в селениях Гаппи, Цоли, Некъасте, Кайраке северо-восточной Грузии. Позже под давлением хевсуров гIалгIай и гхелатхой вынуждены были снова покинуть насиженные места и перебраться в горы Северного Кавказа, где они проживали до конца ХIХ века. Поселившись на новом месте на территории Аланского государства, они галгаи дали новым селениям названия мест своего прежнего проживания. Этим и объясняются совпадения топонимов по обеим сторонам Кавказского хребта (Н.Г. Волкова). Двигаясь с юга на север, галгайские племена оставляли по пути следования в наследство пришедшим за ними племенам свои культы, как уже говорилось культ - Тушоли (cимволом которого был - фаллос).
По всей видимости, и двурогий курхарс, символ Тушоли, был занесён на Кавказ галгаями древнегалгайским племенем которое практиковался ими ещё на их исконной родине в Месопотамии. Ибо он обнаруживается в большом количестве в горной Ингушетии там, где проживали общества гIалгIай. Круглая серебряная бляха, пришитая у основания "рогов" курхарса, являлась эмблемой луны : серебро ассоциировалось с луной (дато бут) и почиталось у ингушей больше, чем золото. Мать-Луна, украшенная "рогами". Мирцея Элиад пишет тоже, что "рога крупнoрогатых животных являются эмблемой Великой Матери" [29, с. 146]. Курхарс, сохранил свою первоначальную форму, символизирующую голову священной коровы с рогами-луной, и перекликается с подобным головным убором, существовавшим у женских божеств (а значит и у женщин) древних месопотамских и анатолийских народов, в том числе и хуррито-хеттских племён. Культ Богини-Матери, ассоциирующийся с Коровой, был широко распространён особенно в Месопотамии и Анатолии. Финикийская Богиня-Мать несёт на голове, как и египетская Хатор-Изис, диск, покоящийся между двумя рогами [28, с. 867]. Хурриты и хетты оставили свидетельства, что женская сущность представлялась в их верованиях тоже в виде коровы или первотёлки..