Интервью старое, с 2008 года. Позже, в 2012 году Тамерлан защитил докторскую диссертацию

Ассаламу 1алейкум! Тамерлан, так как все мы вышли из детства, с него и хочется начать наш разговор. Где и как оно проходило лично у тебя и чем запомнилось?

1209674601_saidov Ва 1алейкум ассалам. Действительно, детство оказывает на формирование человеческой личности существенную, даже определяющую роль. Я родился в Грозном в 1982 году, родители по образованию экономисты. Дошкольный период, в связи с работой родителей, я провёл в России. К шести годам мы вернулись в Грозный, связано это было с тем, чтобы я пошёл в школу именно на Родине. Родители придавали этому факту первостепенное значение. Как и большинство вайнахских детей, которые провели первые годы своей жизни вне Родины, с ранних лет я с трепетом и чувством неподдельного детского патриотизма и интереса относился ко всему, что было связано с ней. И хотя, действительность часто корректировала первые детские представления о правде жизни, само это чувство всегда живёт во мне. Это, пожалуй, самое главное, что мне напоминает о детстве и о ранних школьных годах.

Остальную часть детства я провёл в Грозном, в общем и целом это было обычное счастливое детство, которого можно пожелать любому ребёнку, родители сделали для этого всё необходимое и даже больше.

Какой вклад внесла школа и куда уходило свободное от нее время?

Школа, как и в жизни любого человека, - это целое явление: знания, дружба, вражда, первые практические уроки жизни в человеческом социуме. Учиться я начал в Грозном, хотя заканчивать учёбу пришлось уже в Одессе. Чему виной всем известные события. Благодаря родителям, пробелов в учёбе связанных с войной, у меня не было и учебный процесс не прекращался ни на минуту. Моё свободное время было практически всегда чем-то занято: кружки, музыка, шахматы, национальные танцы и т.д., а в остальном я проводил его также как и большинство ребят: общались, играли во дворе, и т.п.

Какого было влияние родителей?

Довольно трудно отделить влияние школы от влияния родителей, скорее это интегральный процесс, взаимодополняющий. Вообще, тем кто я стал, я в первую очередь благодарен своим родителям, особенно матери. Её отношение и подход к моему воспитанию и образованию сделали меня тем, кто я есть.

Вообще, когда речь заходит о воспитании, как мне кажется, главенствующую роль играет не какой-либо особый способ или метод воспитания, а нечто иное. Ведь самое главное в семье, что формирует ментальность и мировоззрение – это семейный микроклимат, это незримое устройство и положение вещей, которое самое по себе воспитывает. Поэтому довольно трудно передать словами саму семейную атмосферу, быт и т.д. Наверное, это та категория вещей, которую можно только прочувствовать, но невозможно передать вербально.

Чем был вызван такой довольно оригинальный для наха выбор направления и будущей профессии?

Это очень интересный вопрос. Если говорить честно, то окончательный выбор был скорее всего определён судьбой в большей степени, нежели мной самим. В различные периоды юношества, я отдавал предпочтение разным направлениям науки. Сначала мечтал стать юристом-правозащитником, потом кардиохирургом, особенно сильно загорелся этой идеей после прочтения книги академика Амосова «Мысли и сердце». Потом хотел стать вирусологом, но после серьёзного разговора на эту тему с заведующим кафедры микробиологии, вернее после того, как он отказался дать какую-нибудь, более или менее стоящую исследовательскую тему школьнику-десятикласснику, решил, что это не для меня. Окончательным событием, навсегда отдалившим меня от биологии, стал тот факт, что в 11 классе мне не хватило буквально трёх десятых балла, чтобы получить одно из призовых мест на областной олимпиаде по биологии. На этом мои мечты о том, чтобы стать биологом угасли навсегда, вернее угасло само желание им стать. Это конечно глупо, но внутренние юношеские обиды и временные неудачи, порой могут сильно влиять на желания подростка. Хотя интерес к микробиологии и медицине у меня сохранился до сих пор. Став в 11 классе победителем Всеукраинского турнира по истории (второе место), я получил предложение от одного из профессоров пойти к нему студентом, но мысль о том, чтобы стать историком как-то очень быстро угасла сама собой. Вот таким образом, пребывая в раздумьях о том куда поступить, под конец школы я внезапно решил стать физиком. И не жалею о своём выборе, потому что физика никогда не бывает монотонной. Она всегда разная, всегда открывает новые задачи и проблемы. Частая смена раздражителей (проблематики, задач и т.д.) – это как раз то, что мне более всего нравится в этой науке, собственно это именно то, что поддерживает мою работоспособность. Наверно я не смог бы заниматься монотонной профессией.

Правда мечту о том, чтобы стать юристом я всё-таки реализовал, хотя и не имел впоследствии широкой юридической практики.

Как проходила учеба в ВУЗе и когда ты начал научную работу?

В университет я поступил в 1999 году, на физический факультет, позже, через два года, на юридический факультет, где учился параллельно с физфаком. Сам учебный процесс проходил довольно ровно. Со второго курса я увлёкся теорией поля и гидродинамикой, причём довольно сильно, это, впоследствии, определило мой дальнейший выбор – теоретическая физика. Принимал участие в нескольких конференциях различного масштаба, начиная от университетских и заканчивая международными. Моя дипломная работа была связана с анализом свойств фермионных токов в полевых моделях заряженных частиц. В дальнейшем, некоторые результаты вошли в мои уже аспирантские труды, которые были опубликованы в крупных международных журналах по теоретической физике. В прочем, работу в этом направлении я продолжаю и сейчас.

Хватало ли времени на общественную деятельность?

Времени на общественную деятельность конечно же оставалось мало, но сама по себе она притягивала, поэтому приходилось выкраивать несколько часов в неделю и на неё. На физическом факультете я был заместителем главы студенческого самоуправления факультета. Вся работа на этом поприще обычно сводилась к участию в собраниях, даче каких либо юридических советов и консультаций студентам по различным вопросам, составление всевозможных заявлений и т.д.

Расскажи о своей работе на данный момент.

На данный момент моя работа сконцентрирована в двух направлениях: первое связано с написанием кандидатской диссертации на базе кафедры теоретической физики ОНУ им. И.И. Мечникова по теории гравитации – сугубо теоретическое направление. Второе – докторская по экспериментальной физике: изучение некоторых аспектов кристаллизации и ионного переноса в пористых материалах, на базе Эйндховенского технологического университета. Первое довольно трудно для восприятия неспециалистом, поэтому вкратце расскажу о втором направлении. Известно, что в результате погодных изменений: дождей, жары, высокой влажности и т.д., природные соли со временем кристаллизуются в пористых материалах, таких как фильтры, скальные породы, бетон, гипс, кирпичи и т.д. Вспомните, например, как в новом доме после дождя на кирпичах можно увидеть соляные разводы. Всё это приводит к постепенному разрушению этих материалов. Задача на первый взгляд очень проста и обыденна, но на самом деле до сих пор не существует целостной теории этих процессов, т.к. физика этих явлений крайне сложна для описания. С другой стороны изучение этой проблемы имеет также огромное практическое применение, т.к. строительство и восстановление уже существующих сооружений: дамб, мостов, памятников архитектуры, простых зданий и т.п. всегда будут оставаться актуальными вопросами.

Познакомившись и с «отечественной» и «западной» моделью образования, что можешь сказать о каждой?

Уверен, что я не первый человек, который пытается сравнить подобные модели. По моему мнению, отечественная модель образования имеет сильный академический уклон, главной целью служит передача базовых, академических знаний. Это очень благоприятствует дальнейшему развитию науки, даёт людям, которые продолжат научные изыскания, более широкий взгляд на проблему в целом. Поэтому средний отечественный учёный по уровню базовых знаний всегда выше среднего западного учёного. Этот факт никогда не вызывал сомнений и именно поэтому отечественные учёные так широко востребованы в западных университетах, т.е. в местах где нужны именно академические знания. Однако, если говорить о качестве подготовки специалистов, которые завтра «уйдут» из университетов в «мир» будут непосредственно применять свои знания на производстве, в офисах и т.д., то тут следует отметить недостаточность прикладных знаний, а скорее ПОзнаний. В этом отечественная система уступает западной. Дело в том, что в западной системе образования всё ориентировано именно на взращивание готовых специалистов-прикладников, готовых немедленно приступить к своим обязанностям на местах. Этому обычно посвящены целые учебные курсы и программы в университетах, т.е. это является частью базового университетского образования. Отсюда и знаменитая «узконаправленность» западного образования и западных специалистов, но это обеспечивает приток полностью готовых к работе на местах специалистов.

В целом, довольно трудно судить о том, какая система успешнее, т.к. неоспоримым плюсом западной науки является её широкая финансируемость, чего не скажешь о науке отечественной. Поэтому «устроить честное состязание» довольно трудно. Также нельзя забывать и того, что вклад одной личности в науку порой бывает сильнее вклада системного. Одно могу сказать ответственно: если отечественная система образования не ухудшится в силу объективных причин (отсутствие должного уровня финансирования, утечка специалистов и т.д.), и хотя бы останется на прежнем уровне, это будет гарантировать высокую востребованность на западе людей с отечественным высшим образованием. Это видно и сегодня, когда до 10% специалистов естественнонаучных специальностей являются представителями отечественной системы образования.

Интересуешься ли ты ситуацией у нас дома в сфере науки и образования, и как оцениваешь?

Конечно же, ситуация в сфере науки дома оставляет желать лучшего. Виной тому всем известные причины. Разрушенные корпуса, уничтоженные лаборатории, отток специалистов, всё это крайне негативно сказывается на уровне нашей науки дома. Если говорить о состоянии науки у нас дома, на примере физики, то можно сказать следующее. В стране с высоким уровнем науки считается стандартом, если на один миллион населения приходится порядка 50-70 учёных-физиков (докторов наук и кандидатов) и около 700 студентов и аспирантов. На сколько мне известно, количество подобных специалистов у нас дома составляет порядка 35 человек и около 300 студентов и аспирантов. Если учесть, что по результатам переписи население республики составляет порядка 1.2 миллиона, то выводы напрашиваются сами собой. Я уже не говорю об отсутствии научной базы, лабораторий и т.д. Однако не всё так плохо на сегодняшний день, вернее плохо, но поправимо. Молодёжь тянется к знаниям. В общем и целом можно утверждать, что наша республиканская наука жива и имеет позитивную тенденцию развития. Хотя, до нормального уровня пока ещё очень далеко. Одним словом, всё ещё можно поднять до прежнего уровня, главное наличие политической воли, т.к. люди, а главное молодежь, готовая заняться становлением науки, есть. Печально, однако, что развитие науки, университетов, да и вообще системы образования в высшей школе, почему-то оказываются не на первых позициях по политической популярности. Во всяком случае, хотелось бы чтобы темпы восстановления университетов республики шли быстрее.

Что бы ты хотел сказать нашим читателям и конкретно нахской молодежи?

Несмотря на существующие трудности, меня радует постоянно растущее стремление нашей молодёжи к знаниям, образованию, к глубокому пониманию сути происходящих процессов. Стремление к осознанию и поиску своего пути и призвания в жизни. Хотелось бы, чтобы это стремление сохранилось, только в нём заложено возрождение и развитие вайнахского общества.

По закону жанра, мне следовало бы закончить свою речь широко известной фразой или жизнеутверждающим пламенным высказыванием. Честно говоря, довольно трудно сказать что либо новое. Собственно, в этом и нет никакой необходимости. Классической ошибкой многих людей, общественных и иных деятелей, по моему мнению, является попытка сказать что-то новое. Ведь все Истины давно уже всем известны, осталась лишь малость – воплотить их в жизнь. Вот этой малости, я и хочу пожелать нашей молодёжи...

 

Видео с 2012 года