Байсангу́р (Байсунгу́р) Бено́евский — чеченский полководец, наиб имама Шамиля.

Биография

Родился в 1794 в чеченском ауле Беной, по версии историка Д. А. Хожаева в семье крестьянина Баршкъи из рода Эди. О его жизни до 1830-х годов сведений практически нет, однако известно, что в 1825—1826 годах Байсангур принимал участие в восстании под руководством Бейбулата Теймиева 

В 1828 году когда Гази-Мухаммад был провозглашён имамом, примкнул к его движению. Аул Беной стал опорой Гази-Мухаммада в Чечне. Историк М. Н. Чичагова в 1889 году писала об этом:

Жители этого аула, окружённого лесными дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю.

Согласно Б. И. Гаджиеву, в 1834 году Байсунгур примкнул к Национально-освободительному движению горцев Дагестана и Чечни, а в 1839 году его семья приняла у себя защитников Ахульго, Шамиля и его мюридов.

Наиб имама Шамиля

К 1846 году в боях с российскими войсками графа М. С. Воронцова, наиб потерял одну руку и один глаз, а в 1847 году в боях за Гергебиль ему пушечным ядром оторвало ногу, и в результате такого серьезного ранения попал в плен к царским войскам, из которого его вызволили мюриды Шамиля, напавшие на конвой, переправлявший Байсунгура в крепость Грозный. Согласно народным преданиям, чтобы он мог держаться в седле его привязывали к лошади.

Имам Шамиль

Имам Шамиль

Ногу наибу, по всей видимости, ампутировал Н. И. Пирогов, хирург так писал об этом случае:

В наш полевой лазарет принесены были в это время и раненные мюриды. Эти отчаянные приверженцы Шамиля изумили нас твёрдостью и равнодушием к телесным страданиям. Один из них спокойно сидел, без всякой перемены на лице, сидел на носилках, когда наши солдаты принесли его в лазарет. Одна нога была обвязана тряпками: я думал, судя по его равнодушию, что он ранен незначительно. Но каково же было мое удивление когда, сняв повязку, я увидел, что нога его, перебитая ядром выше колена, висела почти на одной только коже! На другой день после снятия бедра этот же мюрид сидел между нашими ранеными, опять также спокойно и с тем же стоицизмом.

25 августа 1859 года после осады крепости Гуниб имам Шамиль решил сдаться в плен. По лакским преданиям, Байсунгур категорически не согласился с решением имама, и настаивая на продолжении сопротивления утверждал, что прорвется в Чечню. По мнению ряда современных исследователей, Байсангур вместе со своим отрядом все же прорвался через окружение царских войск и ушёл в Чечню, вернувшись в Беной.

[AdSense-A]

Вместе с тем, историк П. И. Тахнаева высказала сомнения в факте участия Байсангура в событиях, связанных с осадой Гуниба. Позиция П. И. Тахнаевой обусловлена фактическим отсутствием каких-либо документальных материалов, подтверждавших бы присутствие наиба в этом регионе в указанный период:

… факт присутствия наиба Байсунгура на Гунибе в августе 1859 г. выступает не более чем вымыслом, поскольку широко распространенное предание не находит подтверждения ни в местных, ни в российских источниках (штабной и официальной военной корреспонденции, многочисленных воспоминаниях современников, участников осады и др.). Возможно, этот драматический сюжет получил распространение после издания исторического романа чеченского писателя А. Айдамирова «Долгие ночи» (Грозный, 1972). Немногим позднее, но без каких либо ссылок, этот сюжет как исторический факт был введён в научный оборот чеченским историком Долханом Хожаевым в несколько беллетризованном исследовании «Чеченцы в русско-кавказской войне» (Грозный, 1998)

8 мая 1860 года Байсангур, Солтамурад Беноевский и бывшие наибы Шамиля Ума Дуев и Атаби Атаев подняли новое восстание в Чечне. В июне того же года отряд Байсангура и Солтамурада нанес поражение войскам русского генерал-майора М. А. Кундухова в бою около местечка Пхачу.

Пленение и казнь

В начале 1861 года в Горную Чечню выступили отряды: из Майртупа — генерал-майора М. А. Кундухова, из Хаби-Шовдана — полковника Н. Н. Головачёва, из крепости Ведено — подполковника Арцу Чермоева. 9 января они соединились у аула Белгатой под общим начальством М. А. Кундухова. В течение второй половины января М. А. Кундухов разрушил 15 горных чеченских аулов, выселив жителей на равнину. Восстание было подавлено. Байсангур с несколькими приближенными укрылся в районе аула Беной. 17 февраля в стычке у местечка Бена-дук в окрестностях Беноя под Байсангуром убило коня, а сам наиб попал в плен вместе со своими сыновьями. Они были заключены в Хасавюртовскую тюрьму и вскорости преданы военно-полевому суду. Согласно источнику из РГВИА, «несмотря на отчаянное сопротивление, Байсангур и четыре его сподвижника были взяты в плен».

1382102492_photo060

1 марта 1861 года Байсангур Беноевский был приговорен к повешению по приговору военно-полевого суда, состоявшегося по приказу генерал-майора ПИКемпферта. Казнь состоялась на площади Хасавюрта, на том месте, где позднее была построена православная церковь. В чеченских преданиях сохранился рассказ о том, что для того чтобы выбить табурет, на котором стоял Байсангур, был вызван за деньги палач-доброволец из толпы. Как пишет Д. А. Хожаев, Байсангур сам соскочил с табуретки.

Наиба похоронили на одном из кладбищ Ауха на перекрёстке трёх дорог. Другие участники восстания, в том числе сыновья Байсангура Алхазур и Тахир, были сосланы в Сибирь.

Wikipedia.com